Занятие для подростков "Жизнестойкость и стрессоустойчтвость"
Оценка 4.7

Занятие для подростков "Жизнестойкость и стрессоустойчтвость"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
психологическая работа
7 кл—11 кл
15.01.2021
Занятие для подростков "Жизнестойкость и стрессоустойчтвость"
о повышении стрессоустойчивости
занятие для подростков.doc

Тема: «Жизнестойкость и стрессоустойчивость»

 

Пояснительная записка:

жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Она включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

                                  Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

                                  Контроль (control) — это убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек, который старается контролировать свою жизнь, ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

                                  Принятие риска или вызов (challenge) — убежденность в том, что все происходящее способствует развитию — за счет извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного) знаний. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать, стремиться к новым свершениям. В основе лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска). Жизнестойкость (resilience) определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная «упругость» - способность «гнуться, но не сломаться» (Fraser, 1997).

Проявления жизнестойкости в повседневной жизни

Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.

Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба. Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.

Религиозность. Человек, имеющий веру - жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.

В действительности способность восстанавливаться после ударов и невзгод — одна из величайших загадок человеческой природы

 

 

Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения, повышение стрессоустойчивости, формирование представления о понятии «Жизнестойкость»

 

Задачи:

1.     Сформировать отношение к жизни как ценности.

2.     Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.

3.     Способствовать формированию адекватной оценочной деятельности.

4.     Обучить подростков навыкам конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, осознание благоприятного психологического климата в коллективе)

 

Целевая аудитория: учащиеся старших классов 13-16 лет (7-9 классы).

Тип группы: закрытая (до 10-12 человек)

Оборудование: листы, ручки, карандаши, элементы костюмов.

Структура занятия:

 

п\п

Название упражнения

Цель

Время

1

Упражнение «Знакомство-приветствие»

Цель: установление контакта, командообразование, снижение уровня психоэмоционального напряжения, активизация работы в группе

5 минут

2.

Упражнение «Я ожидаю...»

Цель:  конкретизация ожиданий от занятий

3 минуты

3

Правила работы в группе

Цель:  принятие правил

2 минуты

4

Упражнение «Ассоциации»

Цель: формирование представления о понятии «Жизнестойкость»

5 минут

5

Информационное сообщение

Цель: познакомить с понятием стресс, стрессоустойчивость и жизнестойкость

3 минуты

 

6

Упражнение «Дотрожка»

Цель: снятие эмоционального напряжения

2 минуты

7

Упражнение «Социальная реклама»

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

20 -25 минут

8

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия

5 минут

 

Упражнение «Знакомство. Приветствие"

Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.

Инструкция: Каждый участник называет себя тем именем, каким он хочет здесь называться и  отвечает на вопрос «За что вас ценят близкие?»

Упражнение «Я ожидаю...»

Цель:  конкретизация ожиданий от занятий

Инструкция:

 

Правила работы в группе

Цель:  принятие правил

Время: 10 минут

1.     Не опаздывать на занятия. Участвовать в мероприятии от начала и до его завершения.

2.     Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

3.     Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4.     Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5.     Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6.     Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель: формирование представления о понятии «Жизнестойкость»

Инструкция: Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом..

Пример: «человек»...., ;" психология», «стресс» «жизнестойкость»

Подведение итога и формулировка ответа на вопрос:

«Что такое жизнестойкость» ?

 Обсуждение:

Легко ли было выполнять упражнение? Что Вы взяли для себя выполняя его?

Информационное сообщение

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В психологии различают следующие виды стресса:

Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.

Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе



Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства.

 

В.А. Ананьев определяет жизнестойкость как исходный компонент общей трудоспособности человека, влияющий на конкретные особенности его трудоспособности, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость, на реализацию далеких целей и т.п.

 

Упражнение «Дотрожка»

 

Цель: снятие эмоционального напряжения

Инструкция; Встаньте. Дотронтесь до чего-нибудь красного, зеленого, веселого, живого, до пуговички, до девочки, до мальчика.

 

Упражнение «Социальная реклама»

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Инструкция: Объединяемся в группы по принципу хвойных деревьев: елка, ель, кедр. Необходимо придумать социальную рекламу такого качества личности, как жизнестойкость, что бы вы сказали, показали или нарисовали с целью прорекламировать жизнестойкость.

Первой группе «елка» - надо составить текст, «елям» - нарисовать иллюстрацию, а «кедрам» - изобразить в инсценировке. Каждой группе дается время на обсуждение (5 минут). Важно прийти к общему мнению и в предложенной форме прорекламировать данное качество личности - жизнестойкость. Можно использовать литературные, художественные образы, просить помощи, поддержки. Представление задания 5 минут. Время: 15 минут.

 

Рефлексия.

-   Что было интереснее всего?

-   Что вызвало затруднение? Как вы это преодолели?

-                 Изменились после этой совместной работы ваши личные представления о жизнестойкости?

 

Рекомендации педагога- психолога Виктории Литвинчук по формированию стрессоустойчивости и жизнестойкости.

 

1. Оценка ситуации, в которой оказались.

·Для этого необходимо задать несколько вопросов самому себе и на них ответить: «Это так важно для меня?»,

«Как изменит  это мою жизнь?»

«Могу ли я что-то изменить?»

В ситуации когда задержали рейс самолета или ушел поезд, вы ничего не сможете изменить. Стоит ли нервничать из-за этого? Разрушая свои нервные клетки

Для устранения стресса надо просто принять ситуацию:

2. Даем выход своим эмоциям, особенно негативным.

·Давно известный и излюбленный японцами метод: боксирование груши

·Пойти в парк, найти безлюдное место и просто прокричать громко, все что накопилось. До тех пор пока не схлынет эмоциональное напряжение

· Заведите записную книжку и напишите все что хотели сказать обидчику

· Поплавайте  в бассейне или сделайте пробежку

3. Делаем упражнения, значит просто играем

·Играем в «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они создают нестандартную ситуацию, где быстро и четко нужно принять правильное решение

·Играем в шашки, шахматы, футбол, теннис, хоккей

4. Сохраняем свое здоровье

·полноценное и правильное питание

·занятия физическими упражнениями


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Жизнестойкость и стрессоустойчивость»

Тема: «Жизнестойкость и стрессоустойчивость»

Воинская служба . Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы

Воинская служба . Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы

Правила работы в группе

Правила работы в группе

Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности

Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям

Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать…

Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать…

Первой группе « елка » - надо составить текст, « елям » - нарисовать иллюстрацию, а « кедрам » - изобразить в инсценировке

Первой группе « елка » - надо составить текст, « елям » - нарисовать иллюстрацию, а « кедрам » - изобразить в инсценировке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021