МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 46» г. Перми
Занятие по развитию речи "История про забывчивую белочку".
Обучение рассказыванию. Средняя группа.
Воспитатель: Кривоногова Татьяна Валерьевна
Программные задачи:
Создать условия для рассказывания литературного произведения с использованием опорных схематичных картинок.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, используя слова из текста.
Развивать монологическую речь, умение использовать второстепенные члены предложения.
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и ответы других детей. чувство эмпатии, дружелюбия, желания помочь.
Ход занятия:
Ребята, я недавно прочитала сказку про белочку, мне она очень понравилась, и я захотела вам тоже её прочитать. Хотите послушать? (ответы детей)
С белочкой, вот с такой, как на картинке, произошла необычная история. (рассматривание фото белки).
Давайте с вами вспомним, как белки проводят зиму. (ответы детей, подвожу итог) Да, правильно, ещё осенью белки готовятся к холодам зимы. Они находят шишки, орехи, яблоки, другие плоды, грибы (показываю картинку с кормом белки) и прячут их в разные места, «кладовки», в дупла деревьев. И бывает так, я даже в энциклопедии об этом читала, что белки забывают, куда спрятали, а бывает так, что находят даже чужие запасы.
Послушайте внимательно сказку.
Жила-была в густом лесу забывчивая белка. Она прятала орешки, а потом забывала, куда же она их положила. Наступила зима (показываю иллюстрацию),
белка находила свои запасы и питалась ими. Однажды холодным зимним днём, когда белочке совсем нечего было есть, она решила отыскать спрятанные орешки, но никак не могла их найти. Белочка плакала и переживала (выставляю схему грустного настроения). Её лесные друзья решили помочь подружке (выставляю картинку с животными).
Птички, олени и зайцы долго искали белочкины запасы… и к вечеру принесли ей огромный мешок орешков (картинка).
Белочка была очень рада (схема весёлого настроения) и угостила всех друзей вкусным ужином. (выставляю картинку , где животные за столом).
Ребята, вам понравилась сказка? Скажите, пожалуйста,
-В каком лесу жила белочка?
-Как она делала запасы?
-Что случилось зимой с белочкой?
-Кто помог белочке?
-Что они принесли?
-Чем закончилась история?
-Что почувствовала белочка, когда потеряла запасы? (ответы) Ребята, а у вас было так, то вы что-то теряли, что вы чувствовали? ( ответы: хотелось плакать, грустили, переживали…)
-Какое настроение было у белочки, когда ей помогли друзья? ( ответы) А вы бы обрадовались? (ответы)
Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказку.
Ребята, в сказке белочку называют «забывчивой», как вы это понимаете? (ответы: потому то забывала, память плохая…)
А что такое запасы? Кто их делает? (ответы: звери, люди, запасают что-то, чтоб потом было в достатке)
А что значит «отыскать»? (ответы: дети подбирают синонимы – найти, найти пропажу, узнать где спрятано)
А теперь отдохнём (физкультминутка) :
Белки прыгают по веткам, прыг, да скок, прыг, да скок. (прыжки)
Забираются нередко высоко, высоко! (имитация залезания вверх)
Будем в классики играть, будем в классики играть (прыжки вправо-влево),
На одной ноге скакать (прыжки на одной ноге),
А потом ещё немножко на другой поскачем ножке. (прыжки на другой ноге).
Ребята, вы бы хотели рассказать эту сказку дома или своим друзьям? (ответы)
Тогда давайте я ещё раз расскажу сказку, и буду показывать не картинки, а схематичные рисунки, они и помогут вам запомнить. Сначала потренируемся рассказывать вместе, а потом вы сможете рассказать и дома.
( Рассказываю сказку, последовательно выкладывая схематичные картинки, дети слушают и следят за сказкой в схематичных картинках).
Ребята, давайте вместе попробуем рассказать сказку, один начнёт, а другой продолжит. ( Приглашаю сначала активного ребёнка, рассказывает половину, продолжает другой. При затруднении помогаю вопросами, обращаемся к схематичным картинкам, а также помогают другие дети. Рассказываем сказку два раза). Молодцы, у вас хорошо получилось рассказывать. Я думаю, что дома вы сможете рассказать сами!
Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? (ответы: история про белочку, рассказывать по картинкам, отвечать на вопросы…)
А мне понравилось, что вы были внимательными, активными, правильно отвечали на вопросы и у вы смогли рассказать сказку, а ещё помогали вспомнить друг другу.
Примечание. Использованные схемы-картинки служили опорой для рассказывания.
После занятия я замечала, как подходили дети к картинкам и самостоятельно рассказывали сказку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.