Управление системой образования
Администрации Краснокамского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
«КОМПАС»
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9 -11 классов
«Как справиться с напряжением на экзамене»
Автор – составитель:
Савина Елена Валерьевна
педагог-психолог
г. Краснокамск, 2023 г
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9 -11 классов
«Как справиться с напряжением на экзамене»
Цель: обучение старшеклассников способам снятия нервно – психического напряжения в стрессовых ситуациях, например, экзамена.
Задачи:
- развить способность к рефлексии собственного физического и эмоционального состояния у обучающихся;
- сформировать экологичное, бережное отношение к психологическому и физическому здоровью;
- дать возможность выбрать из предложенных вариантов снятия напряжения наиболее подходящий для собственного организма.
Продолжительность: 40 – 50 минут.
Условия: занятие проходит в условиях сенсорной комнаты.
Оборудование: мягкие пуфики, приглушённый свет, музыка для релаксации, бланк методики Мюнстербергера, ручки.
Ход занятия:
Вводное слово ведущего: на прошло занятии мы с вами обсудили тему как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам. Сегодня мы поговорим о том, как справиться с напряжением на самом экзамене.
Упражнение «Самое трудное».
Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это…» и бросить мяч любому другому человеку.
Далее ведущий путем эксперимента предлагает проверить способность к концентрации внимания в условиях помех.
Тест «Методика Мюнстербергера»
Участникам раздаются бланки, в которых в строчках среди бессмысленного набора слов в течение 2 минут им нужно отыскать слова. Далее участники подсчитывают количество слов и ведущий объявляет результаты: низкий, средний или высокий уровень способности к концентрации внимания.
Ведущий задает вопросы:
— Сразу ли вы справились с заданием или вам понадобилось время, чтобы сосредоточиться?
- Что может помешать сосредоточиться на экзамене?
Варианты ответов участников: тревога, беспокойство и т.п.
Слова ведущего: Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
- Какие способы снятия тревоги известны вам и какими вы пользуйтесь в жизни?
Ведущий обобщает ответы участников.
Сегодня мы с вами попробуем различные способы снятия напряжения. Эти способы называются саморегуляцией.
Упражнение «Тяжесть и легкость»
Участникам предлагается следующая инструкция:
«Сядьте на удобные стулья, закройте глаза, вытяните руки перед собой. Представьте, что одна рука у вас стала тяжелее («к ней привязана гиря, тянущая к земле»), а вторая легче («к ней привязан воздушный шарик, поднимающий ее вверх»). Удерживайте это образ в сознании в течение 2-3 минут.» Затем участники открывают глаза и отмечают изменилось ли положение их рук. Как правило, у большинства участников та рука, которую они представляли себе более нагруженной, окажется расположенной ниже.
Вопросы ведущего:
- Какие изменения происходили с вами по ходу выполнения задания?
- Сложно или легко вам было представить эти образы.
Вывод ведущего: с помощью нашего воображения можно влиять на наше физическое состояние.
Слово ведущего: Один из способов снятия напряжения - мышечная релаксация.
Упражнение «Подари себе тепло»
Инструкция участникам: «Сядьте удобно и расслабьтесь, закройте глаза. Вам комфортно и тепло. Источник этого тепла у вас внутри. Представьте себе, что тепло медленно разливается по вашему телу и заполняет его собой. Вот оно появляется в ваших ступнях и поднимается все выше. Вам комфортно и приятно. Тепло появляется в руках, каждом пальце. Становится тепло плечам, животу, спине. Все тело наполняется приятной энергией. Вы купайтесь в тепле, напряжение уходит». После этого участникам дают спокойно посидеть в таком состоянии 2-3 минуты. Ведущий просит сохранить это ощущение тепла и комфорта в теле, медленно открыть глаза и потянуться.
Вопросы ведущего:
- Какие именно ощущения возникли у участников во время выполнения упражнения?
- Удалось ли почувствовать тепло?
Упражнение «Лепим из глины»
Инструкция: «Участники сидят на своих местах с закрытыми глазами. представьте, что у вас в руках легко мнущаяся глина. Разминайте этот кусок в течение1-2 минут, пока он не станет мягким.
Далее участникам предлагается сильно-сильно сжать глину, пока из нее не выйдет весь воздух, скатать шар, колбаску, снова собрать глину в комок и слепить из нее, что захочется. На это дается еще 1-2 минуты, затем участники открывают глаза
Вопрос ведущего:
- Как чувствуйте себя после упражнения?
- Удалось ли расслабиться?
Слово ведущего: Еще один из способов снятия напряжения – дыхательная релаксация.
Упражнение «Семь свечей»
Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь набирайте воздух, а потом задувайте следующую свечу. И так все семь…»
Вопрос ведущего:
- Как чувствуйте себя после упражнения?
Слово ведущего: следующий способ снятия напряжения – это концентрация внимания на предмете
Упражнение «Сосредоточение на предмете»
Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».
Вопросы ведущего:
— Справились ли вы с заданием?
— Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?
Упражнение «Слушай тишину»
Участникам дается инструкция: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Просто послушайте, что происходит вокруг. Обращаем внимание на любые, даже самые тихие звуки. Начинаем слушать…» На это дается 1-2 минуты.
Затем каждый участник рассказывает о своих впечатлениях.
Слова ведущего: мы с вами попробовали уже несколько способов снятия напряжения: мышечная релаксации, дыхательная релаксация, сосредоточение на предмете. Еще один из способов – визуализация, т.е. представление образов.
Упражнение «Абажур»
Участники сидят с закрытыми глазами. Инструкция: «Представьте, что у вас внутри на уровне груди, горит яркая лампа покрытая абажуром. Когда свет идет вниз вам тепло, уютно, комфортно… Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх… Резкий свет бьет в глаза, слепит, становится жарко и некомфортно… Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение… Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно…»
Вопросы ведущего:
- Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию?
- Как менялось состояние участников по ходу упражнения?
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:
— Как себя чувствуете?
— Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?
— Что было легко, а где почувствовали трудности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.