Цели: проверить и закрепить знания о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц; научить ориентировке на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед бросает мяч и называет птицу, ребенок ловит и говорит слово «много» и существительное во множественном числе: грач — много грачей, сова — много сов, воробей — много воробьев...
2. «Птицы»
Логопед предлагает детям послушать стихотворение М.Ивенсена:
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Занятие 16. Птицы
Цели: проверить и закрепить знания о перелетных птицах, научить
различать перелетных и зимующих птиц; научить ориентировке на плоскости
листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед бросает мяч и называет птицу, ребенок ловит и говорит слово
«много» и существительное во множественном числе: грач — много грачей,
сова — много сов, воробей — много воробьев...
2. «Птицы»
Логопед предлагает детям послушать стихотворение М.Ивенсена:
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают. Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Логопед проводит беседу о птицах и спрашивает детей:
— О чем это стихотворение?
— Почему осенью птицы улетают на юг? (Отсутствие корма,
похолодание, замерзание водоемов.)
Рассказывает детям об особенностях строения птиц, их повадках.
• «Загадки и отгадки».
Логопед приводит загадки о птицах. Дети отгадывают их и находят
картинки с изображением птиц.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Непоседа птица эта, Одного с березой цвета: Верещунья, белобока. А
зовут ее ... (сорока).
Днем спит, ночью летает,
Всех людей в лесу пугает. (Сова.)
• «Кто больше».
Дети, сидящие на первом ряду, называют перелетных птиц, а сидящие на
втором ряду — зимующих птиц.
• «Третий лишний».
На доске картинки с изображением трех птиц. Ребенок находит
зимующую птицу и убирает ее.
3. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»
Логопед медленно стучит в бубен — дети идут по кругу, имитируя
походку медведя. Стучит в бубен быстро — прыгают, как зайцы. Наступает
тишина — изображают цаплю.
4. «Составь рассказ»Дети составляют описательный рассказ о перелетных птицах по плану
(строение, внешний вид, особенности, польза).
5. Игра «Птица летят»
У каждого ребенка лист, разделенный на квадраты, и черный кружок.
Дети действуют по инструкции: полетела птица вправо, полетела птица вниз и
т.д.