Цели: закрепить правильное произношение звука [а]; научить определять позиции звука [э] в словах; познакомить с буквой э; познакомить с темой «Дикие животные»•
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами, обозначающими названия животных в уменьшительно-ласкательной форме: коза — козочка, лошадь — лошадка—
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
Занятие 19. Звук |э|, буква э
Цели: закрепить правильное произношение звука [а]; научить определять
позиции звука [э] в словах; познакомить с буквой э; познакомить с темой
«Дикие животные»•
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами, обозначающими
названия животных в уменьшительноласкательной форме: коза — козочка,
лошадь — лошадка—
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [э] — гласный. При произношении звука [э] губы «смеются».
Логопед выставляет на доску картинки: экскаватор, эскимо, Эдик,
экран, этажерка. Дети должны выделить первый звук [а] в слове.
По беззвучной артикуляции дети должны узнать среди гласных звуков
звук [э]: оэуиэаэуэ...
• «Чтение рассказа».
Логопед читает рассказ «Эхо». Дети должны запомнить и назвать все
слова со звуком [э] в тексте.
Эдик с дедушкой пошли в лес Эдик громко закричал: «Эээ ...». А из
леса ему ктото громко ответил: «Эээ...». «Кто там кричит?» — спросил
Эдик у дедушки. А дедушка ответил: «Да это же эхо!». Эдик тут же сочинил
стихотворение:
Эхо, эхо, вот потеха.
Обезьянка это эхо.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас
Ээоооэ!
С Благинина
Дети с помощью красного кружка показывают место звука [э] в словах:
экран, каноэ, электрик, статуэтка, этаж, дуэт • «Составь предложение».
По опорным словам дети составляют предложения:
— мы, третий, этаж, жить ( М ы живем на третьем этаже.);
— Лена, эскимо» купить (Лена купила эскимо.);
Ш играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол.),
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см* занятие 7).
4. Знакомство с буквой э
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой з и учат стихотворение:
Над лугами в синеве
Пролетает буква э.Это ласточка весной
Возвращается домой. В. Степанов
Дети печатают строчку буквы э.
• «Живые буквы».
Дети составляют и записывают в тетрадь слоги: эп, пэ, эт, тэ, эк, кэ и
проводят анализ слога эк: определить где гласный, а где согласный звуки.
5. Игра «Кто что делает?»
Логопед выставляет картинки с изображением домашних животных, а
дети подбирают словадействия:
— Лошадь (что делает?) — бежит, скачет, ржет, везет...
— Собака (что делает?) — сторожит, лает, грызет, бегает...