Цели: познакомить о понятием «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные); развивать навыки звукового анализа и синтеза; познакомить с темой «Овощи и фрукты»; научить ориентироваться на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Во саду ли, в огороде».
Логопед начинает предложение, а ребенок добавляет слова сад или огород (мы копали картошку на ... огороде; яблоки собирали в ... саду)
2. «Звуки»
Логопед демонстрирует детям звуки окружающего мира: играет на музыкальных инструментах (барабан, бубен, пианино)» рвет бумагу» переливает воду, хлопает в ладоши, произносит слова.
Занятие 1. Звуки окружающего мира
Цели: познакомить о понятием «звук», учить различать звуки (речевые,
музыкальные); развивать навыки звукового анализа и синтеза; познакомить с
темой «Овощи и фрукты»; научить ориентироваться на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Во саду ли, в огороде».
Логопед начинает предложение, а ребенок добавляет слова сад или
огород (мы копали картошку на ... огороде; яблоки собирали в ... саду)
2. «Звуки»
Логопед демонстрирует детям звуки окружающего мира: играет на
музыкальных инструментах (барабан, бубен, пианино)» рвет бумагу»
переливает воду, хлопает в ладоши, произносит слова.
• Дидактическая игра «Кто что слышал?».
Дети закрывают глаза, а логопед за ширмой издает звуки. Дети называют»
что они услышали и классифицируют звуки: речевой, музыкальный, шумовой,
бытовой шум.
3. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом Язычке».
Дети рассматривают в зеркале органы речи: губы, зубы, язык, нёбо. В
игровой форме логопед показывает различные артикуляционные положения
языка, а дети повторяют. Логопед говорит:
— Наш Веселый Язычок умеет «скакать на лошадке», «лакать молочко
как кошечка», легко «превращается в чашечку», «иголочку», умеет «играть
на гармошке», «двигаться, как часики»» «чистить зубы» и «превращаться в
конфетку».
4. Физкультминутка
«Дует ветер...»
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
5. «Перескажи сказку!
Дети все вместе пересказывают русскую народную сказку «Репка» с
помощью настольного театра. Дети отвечают на вопросы: Кто тянул репку?
Кто стоял первый? Кто последний? Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто
стоят перед Внучкой? Называют всех по порядку.
6. Дидактическая игра «Назови по порядку»
Сначала логопед предлагает узнать, какое слово получится, если
произнести друг за другом звуки: [м], [а], [к] (мак); [л], [у], [к] (лук).
Затем дети называют по порядку звуки, чтобы получилось слово сок ([с],
[о], [к]), дом ([д], [о], [м]).
7. Упражнение «Сад — огород»На доске — две сюжетные картинки с изображением «сада» и «огорода».
Дети берут со стола картинки, переворачивают, рассматривают и говорят:
— Это яблоко, оно растет в саду. Яблоко — это фрукт.
Логопед помещает картинку к изображению «сада».
8. Работа в тетради
Дети рассматривают тетрадь в двойную линейку, показывают обложку,
страницы, широкие и узкие полоски, поля. Логопед обращает их внимание на
образец. Дети пишут прямые и наклонные линии.