Занятие 41.
Цели: научить дифференцировать звуки [г], [г']; закрепить навык звукового анализа и синтеза; изменять окончания жен¬ского и мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени; развивать конструктивные способности.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (утюг — утюги, сапог — сапоги, нога — ...).
2. Артикуляционная гимнастика
Занятие 41. Звуки [г], [г']
Цели: научить дифференцировать звуки [г], [г']; закрепить навык
звукового анализа и синтеза; изменять окончания женского и мужского рода в
согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени; развивать
конструктивные способности.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (утюг — утюги, сапог — сапоги, нога
— ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику: — Звук [г] —
согласный, звонкий, твердый; звук [г'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают «подушку», услышав [г'], и «камень», услышав [г] в
слогах: гагигегуго... и словах: горы, гуси, игра, Гена, Галя, гости,
гитара...
• «Синий — зеленый».
Логопед выставляет на доску два грузовика (синий и зеленый) и
предлагает детям разложить к ним картинки, к синему грузовику — со звуком
[г], к зеленому — со звуком [г']: грибы, ягоды, сапоги, гитара, газета,
бегемот, горох.
• «Составь слово».
Дети должны последовательно объединить звуки в слова: [г], [у], [с], [ь]
гусь, [р], [о], [г], [а] рога, [г], [о], [л] — гол, [г], [о], [р], [а] гора, [г], [р],
[а], [ч] грач...
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— Галя, в, грибы, собирать, лесу (Галя в лесу собирает грибы.)',— на, Гриша, играть, гитаре (Гриша играет на гитаре.);
— печь, вкусные, бабушка, пироги (Бабушка печет вкусные пироги.);
читать, вечером, газету, пала (Вечером папа читает газету.);
мама, варить, из, варенье, ягод (Мама варит из ягод варенье.).
4. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
6. «Профессия»
• Дидактическая игра «Назови мамину профессию».
Логопед объясняет название профессии в женском роде: учитель
учительница, продавец продавщица, певец певица, художник
художница, актер • актриса, портной — портниха и т.д.
Дети учатся образовывать глагол в прошедшем времени:
— учитель ... (что делает?) учит, учительница ... (что делала?)
учила;
— продавец продает — продавщица продавала;
— певец поет — певица пела;
— художник рисует — художница рисовала;
— актер играет — актриса играла;
— портной шьет — портниха шила. 6. Работа в тетради
Дети выкладывают по образцу предметы из счетных палочек.