Цели: закрепить четкое произношение звука [е]; научить определять позицию звука [е] в словах; научить синтезу слов из слогов; познакомить с буквой е; научить образованию существительных с помощью суффиксов -ник-, -щик~.
1. Организационный момент
• «Хлопаем в ладоши».
Логопед просит детей хлопнуть в ладоши столько раз, сколько окон в группе (столько раз, сколько ног у собаки и т.д.).
Занятие 57. Звук [е], буква е
Цели: закрепить четкое произношение звука [е]; научить определять
позицию звука [е] в словах; научить синтезу слов из слогов; познакомить с
буквой е; научить образованию существительных с помощью суффиксов
ник, щик~.
1. Организационный момент
• «Хлопаем в ладоши».
Логопед просит детей хлопнуть в ладоши столько раз, сколько окон в
группе (столько раз, сколько ног у собаки и т.д.).
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [е] — гласный; смягчает согласные звуки, которые стоят
впереди. При произношении звука [е] губы «улыбаются».
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки, называет их, а дети определяют
наличие звука [е] в словах и говорят «да» или «нет»: ель, клетка, лес, качели,
мельница, апельсин.
• «Звуковая птичка».
Дети должны показать место звука [е] в словах: енот, обед, ежи, среда,
здоровье, ерши, песня.
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [е] в том или ином слове:
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
А на ветке елееле
Разместились свиристели.
Д.О.Раевский
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по двум картинкам: Света — качели
(Света качается на качелях.) лес — ежи ( В лесу живут ежи.)
Ем ел я — печь (Емеля едет на печи.)
3. Физкультминутка
«Тиктак» (см. занятие 14).
4. Знакомство с буквой е
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой е, учат стихотворение из
книги «Живая азбука»:
Посмотрев на ветки ели,
Мы заметить не сумели.
Дети обводят трафарет буквы е, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы е по образцу.
• «Закончи слово».
Дети читают слоги» составляют из них слова» записывают их в тетрадь:
пе — сок, не — бо.Дети читают и составляют ив полученных слов предложение, печатают
его: Белка грызла орехи,
Дети проводят звукослоговой анализ слова белка.
5. Тема «Профессия»
Дети рассматривают иллюстрации на тему «Профессии».
• «Кто что делает?».
Логопед задает вопросы, дети отвечают:
— Ведет самолет
— Летчик.
— Чинит часы ...
— Часовщик.
— Стеклит окна ...
— Стекольщик.
— Управляет краном ...
— Крановщик.
— Кладет кирпич...
— Каменщик.