Цели: закрепить навык произношения звука [г]; научить определять позицию звука [г] в слове (в начале, в середине); научить синтезу слогов в словах; познакомить с буквой /; научить согласованию в речи слов, обозначающих цвет, форму, размер.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Наоборот».
- Логопед называет определение, дети подбирают антоним: короткий ... длинный, высокий... низкий, узкий... широкий и т.д.
Занятие 67. Звук (г], буква г
Цели: закрепить навык произношения звука [г]; научить определять
позицию звука [г] в слове (в начале, в середине); научить синтезу слогов в
словах; познакомить с буквой /; научить согласованию в речи слов,
обозначающих цвет, форму, размер.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Наоборот».
Логопед называет определение, дети подбирают антоним: короткий ...
длинный, высокий... низкий, узкий... широкий и т.д.
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
р — Звук [г] — согласный, звонкий. При произношении звука [г] язык
становится «горочкой».
• «Слушай внимательно».
Дети показывают на гуся, услышав звук [г]: бдгмнгсгш...
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки, называет их, а дети говорят «да»,
если в слове есть звук [г] и «нет», если в слове звук [г] отсутствует: гусь,
книга, вагон, гриб, голубь, игрушка, груша, иголка...
• «Звуковая решетка».
С помощью цветного кружка дети показывают место звука [г] в словах
(картинки на доске). «Продолжи слово».
Логопед называет первый слог в слове, а дети продолжают: га — гараж,
газета, Галя, галстук; го — гости, город, голубь, горы; гу — губы, гудок,
гуси, гусята.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [г]:
Гагага — гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь.
На гусей и на гусыню
Все гляжуне нагляжусь. 3.Александрова
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют все слова со звуком
[г]: радуга, грибы, грузовик, груши, гуси и т.д.
3. Физкультминутка
«Лебеди» (см. занятие 15).
4. Знакомство с буквой г
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой г, учат стихотворение:
Не гусь, не галка буква Г ,
А цапля на одной ноге.
В.Волина
Дети обводят трафарет буквы г, раскрашивают его. Печатают в тетради
строчку буквы г, читают слоги, синтезируют слова: ло, го, ва (голова ); га, но(нога): ра, го (гора). Печатают слова под аналогичными рисунками: гол гуси
груша газета
Дети читают на карточках слова, составляют из них предложение,
заменив картинку с гусями словом: Реке на белые ... .
5. Игра «Какой? Какая?».
Дети подбирают к существительным слова, обозначающие цвет, форму,
размер:
— мяч (какой?) (красный, круглый, большой);
— пирамидка (какая?) (разноцветная, треугольная, большая);
— цыпленок (какой?) (желтый, круглый, маленький).