Цели: научить различать звуки [ч], [ц]; согласовывать при¬лагательные с существительными в роде, числе, падеже; со¬ставлять предложения по опорным словам; развивать мел¬кую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови дерево».
Дети называют дерево по первому слогу: то тополь, ря — рябина, бе — береза...
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дифференциация звуков
Занятие 71. Звуки [ч], [ц]
Цели: научить различать звуки [ч], [ц]; согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже; составлять предложения по
опорным словам; развивать мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови дерево».
Дети называют дерево по первому слогу: то тополь, ря — рябина, бе
— береза...
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику:
— Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, мягкий; при
произношении язык вверху, губы выдвигаются вперед; звук [ц] (не шумите,
спит малыш) — согласный, глухой, твердый; при произношении губы
«улыбаются», язык у нижних зубов.
• «Вверх вниз».
У детей карточки со стрелками: Щ Щ; они показывают ш,
если
услышали звук [ч], показывают Щ» если услышали звук [ц] в ряду слогов: ца
чуацоччицу...; слов: цыпленок, чайник, мяч, цветок, очки, качели,
цапля...
• «Закончи слово».
Дети должны добавить к слову слоги ча или ца: улица, дача, курица,
больница, куча, задача, рукавица, граница, удача, пуговица...
• «Разложи картинки».
Дети раскладывают картинки: со звуком [ч] к картинке с изображением
поезда, со звуком [ц] с изображением малыша: чайник, грач, туча, чашка,
часы, бабочка, цыпленок, птица, огурец, кольцо, месяц.• «Составь предложение».
По опорным словам дети составляют предложения:
— розы, колючие, шипы, у, очень ( У розы очень колючие шипы.);
— Дима, целую, молока, чашку, выпить (Дима выпил целую чашку
молока.);
— купить, коричневые, Леночке, рукавицы (Леночке купили
коричневые рукавицы.);
— цыплят, звать, курица, черная (Черная курица зовет цыплят.);
— бабочка, одуванчика, около, летать (Бабочка летает около
одуванчика.).
• «Загадка и отгадка».
Дети отгадывают загадку и показывают жестом «тихо», если услышали
звук [ц], или имитируют звук поезда, если услышали звук [ч]:
У нее цветочки — пушистые комочки,
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовет. (Верба.)
В. Степанов
4. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 25).
5. «Измени слова»
Дети рассматривают иллюстрации и ставят слова во множественное
число:
белая береза — белые березы — много белых берез зеленая ель —
зеленые ели — много зеленых елей
6. Работа в тетради
Дети выполняют штриховку елочки.