Цели: закрепить навык четкого произношения звука [я]; научить подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука; научить печатать слова с буквой я; научить строить сложноподчиненные предложения, отвечающие на вопросы: когда? почему? зачем?
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Продолжи слово».
Логопед произносит первый слог, дети называют все слово: ка — та, су — мка, ло — жка, бу — лка, за — бор...
Занятие 75. Звук [я], буква я (продолжение)
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [я]; научить
подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука; научить
печатать слова с буквой я;
научить строить сложноподчиненные
предложения, отвечающие на вопросы: когда? почему? зачем?
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Продолжи слово».
Логопед произносит первый слог, дети называют все слово: ка — та, су
— мка, ло — жка, бу — лка, за — бор...
2. Звук [я]
Логопед напоминает: — звук [я] — гласный, смягчает согласные.
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [я] среди гласных звуков: ояыэ
яия...
• «Да — нет».
Дети говорят «да», если в слове есть звук [я], и «нет», если этот звук в
слове отсутствует: яблоко, цапля, кошка, моряк, яйца, роза, якорь, огурец,
ящерица, коляска, арбуз, земля пика,
• «Звуковая птичка».
Дети должны определить место звука [я] в словах (картинки на доске).
• « Кто больше».
Дети соревнуются, кто назовет как можно больше имен со звуком [я]
(девочки вспоминают женские имена, а мальчики — мужские): Ваня, Таня,
Катя, Лея, Варя, Коля и т.д.
• «Добавь словечко ».
Дети должны закончить предложение словом, начинающимся на звук [я]:
— Мальчик бежал и упал в ... яму.
— Мы в саду собираем ... яблоки.
— Корабль возле берега бросил ... якорь.
— Мою подругу зовут ... Яна,
Дети должны подобрать слова к схемам, определив количество слогов в
нем и место звука [я] в слове: ягода моряк коляска
3. Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие б).
4. Буква я
Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.
Печатают в тетради имена детей рядом с картинками, изображающими
мальчика и девочку. Оля Катя Надя Витя Коля Виня
Дети составляют слова из букв и печатают предложения: на поляне
(ыядог)
б. Знакомство со
сложноподчиненным предложением Логопед просит детей ответить на
вопросы по сюжетным картинкам:
ягоды. Оля ест (лмауни)
малину.— Дети легли спать. Почему?
— Потому что наступила ночь.
— Женя
— Потому что на улице идет дождь.
— Таня взяла карандаши. Зачем?
— Для того» чтобы, нарисовать куклу»