Цели: закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах; познакомить с буквой ц, научить образованию глаголов с оттенками значения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук». Логопед произносит слова без последней буквы, дети договаривают его: гра — ч, аис — т, ж у рав — ль, оре — л, воробе — й ...
Занятие 85. Звук |ц], буква ц
Цели: закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить
определять позицию звука [ц] в словах; познакомить с буквой ц, научить
образованию глаголов с оттенками значения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук». Логопед произносит слова без
последней буквы, дети договаривают его: гра — ч, аис — т, ж у рав — ль,
оре — л, воробе — й ...
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
Ц — Звук [ц] — согласный, всегда твердый, глухой. При произношении
звука [ц] губы в улыбке, язык поднимается вверх и опускается.
• «Будь внимательным».
Дети должны показать пальчиком, если услышали звук [ц] среди
согласных звуков: м ц к рцнц...
Дети повторяют слогоряд: цоцы; цуца; цацу; цоца.
• «Догадайся, о чем я говорю».
Логопед выставляет на доску картинку после того, как дети отгадали, о
чем идет речь: у мамы на пальце ... (кольцо); на болоте ищет лягушек ...
(цапля); водит своих цыплят ... (курица); зеленый, растет на грядке ...
(огурец); их ставят в букет ... (цветы).
• «Веселый поезд».
Дети расставляют картинки в вагончики, определив место звука [ц] в
слове.
• «Измени слово».
Дети должны так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц]: зайчик
— заяц, зеркало — зеркальце, медведь — дерево — сестра — пальчик —
платье — колечко — ....
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— цветы, много, клумбы, на, разные (На клумбе много разных цветов.);
— курица, у, цыплята, двенадцать, пестрая (У пестрой курицы
двенадцать цыплят.);
— хлебница, холодильник, на, стоять (На холодильнике стоит
хлебница.);
— вода, колодец, в, холодная (В колодце холодная вода.).
3. Физкультминутка
«Лебеди» (см. занятие 15).
4. Знакомство с буквой ц
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ц, учат стихотворение:
Буква Ц — внизу крючок.
Точно с краником бачок. Е.ТарлапанДети обводят трафарет буквы ц, раскрашивают ее и печатают в тетради
строчку буквы ц.
Затем читают и печатают слоги и слова:
ца
улица
цо лицо
цы зайцы
курица
яйцо
огурцы
5. Образование глаголов с помощью приставок
Дети с помощью различных приставок образовывают новые глаголы от
слова летать:
Скворцы с юга прилетели; из дупла вылетели; к лесу подлетели; над
лесом пролетели; от дерева улетели; в скворечник залетели.