Цели: закрепить навык различения звуков [ц], [с], синтеза звуков в слова; научить различать буквы ц, с; научить составлять описательный рассказ о птицах и их повадках.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Будь внимателен».
Ребенок должен поймать мяч, если услышал слово, имеющее отношение к теме «Птицы»: клюв, воротник, перья, крыло, пальто...
Занятие 87. Звуки [ц], [с]; буквы ц, с
Цели: закрепить навык различения звуков [ц], [с], синтеза звуков в слова;
научить различать буквы ц, с; научить составлять описательный рассказ о
птицах и их повадках.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Будь внимателен».
Ребенок должен поймать мяч, если услышал слово, имеющее отношение к
теме «Птицы»: клюв, воротник, перья, крыло, пальто...
2. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков [ц], [с]: звук [ц]
— согласный, глухой, всегда твердый; звук | — согласный, глухой. Обращает
внимание детей на различия в артикуляции звуков.
Дети подносят палец к губам («ребенок спит»), услышав Мук [ц], и
имитируют открывание крана с водой, услышав [с]: МСКЦСНЦ...
• «Наоборот».
Логопед называет слоги со звуком [с], а дети со звуком [ц]: саца, сыцы,
суцу, асац, осоц, усуц.
Возле букв ц, с дети расставляют картинки со звуками [ц], [с] в словах:
санки, цыпленок, яйца, собака, цапля, самовар, ножницы, лиса.
• «Назови слово».
Дети синтезируют звуки в слова: [к], [о], [с], [а] — коса; [л], [и], [с], [а]
— лиса; [п], [а], [л], [е], [ц] — палец; [ц], [в], [е], [т], [ы] — цветы.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— синица, березка, на, сидеть (На березе сидит синица.);
— солнце, весной, светить (Весной светит солнце.);
— гусеница, по, листик, ползти (По листику ползет гусеница.);
— лисица, зайца, ловить (Лисица ловила зайца.).
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
4. Буквы ц, с
Дети повторяют написание букв ц, с, вспоминают стихотворения.
Возле букв с и ц дети печатают в тетради слова: с сок миска ц заяц
птица
Дети составляют предложения по трем картинкам зайца, дерева, лисы:
Тут лисица. Она ловит зайца.
5. «Перелетные птицы»
Дети рассматривают на доске изображения перелетных птиц, называют
их. Составляют описательные рассказы, обращая внимание на внешний вид
птиц, особенности обитания. Например:Это грач. Грачи первыми прилетают с юга, как только начинает таять
снег. Грач — черный, большой. Ранней весной он ходит по пашне и ищет
червяков. Эти птицы вьют гнезда на вершинах деревьев.