Цели: уточнить артикуляцию звука [и]; научить определять позицию звука [и] в слове; познакомить с буквой и; научить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Что таким бывает?».
Логопед называет прилагательное, дети — подходящее по смыслу существительное: горячий — утюг, холодный — снег, мягкая — подушка и т.д.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [и] — гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке.
Занятие 9. Звук [и], буква и
Цели: уточнить артикуляцию звука [и]; научить определять позицию
звука [и] в слове; познакомить с буквой и; научить правильному
употреблению глаголов в единственном и множественном числе.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Что таким бывает?».
Логопед называет прилагательное, дети — подходящее по смыслу
существительное: горячий — утюг, холодный — снег, мягкая — подушка и
т.д.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [и] — гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в
улыбке.
Дается выделение звука [и] из ряда гласных звуков. Услышав звук [и],
дети поднимают красный карандаш: аиуиаууи...
• «Звуковая птичка».
Логопед выставляет на доске картинки. Дети проговаривают названия и
определяют место звука в словах, поднимая вверх соответствующую часть
птички: в начале слова — головку, в середине — туловище, в конце слова —
хвостик (индюк, ива, лимон, сапоги, кит, Ира).
• «Чтение стихотворения».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [и]:
Индюк из города идет, Игрушку новую несет. А игрушка не простая,
Индюшка заводная.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения из пары слов:
Ира — лимон (Ира купила лимон.)
Игорь — игрушки (Игорь убрал игрушки.)
Инна — иголка (Инна уколола палец иголкой.)
Илья — грибы (Илья собирал грибы.)
Никита — пила (Никита пилил дрова.)
3. Физкультминутка
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
4. Знакомство с буквой иДети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы И
Логопед читает стихотворение:
На калитку посмотри.
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В.Степанов
Дети обводят и раскрашивают красным карандашом трафарет буквы и.
Далее они печатают строчку буквы и и выкладывают в кассе слог иа,
выполняют анализ, записывают в тетрадь.
5. Дидактическая игра «Что делает, что делают?»
Дети учатся правильно употреблять глаголы в единственном и
множественном числе:
— птица летит, а птицы летят;
— дерево растет, а деревья растут;
— лист желтеет, а листья желтеют;
— дождь идет, а дожди идут;
— лист падает» а листья падают.