Занятие Л.Пантелеев «Честное слово".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное занятие предназначено для учащихся 3 класса по курсу внеурочной деятельности "Час чтения: литературный калейдоскоп". Целью данного занятия является расширить читательский кругозор детей, познакомить с творчеством Л.Пантелеева и сформировать положительные личностные качества. Занятие представлено в форме групповой работы. На занятии используются методы: частично -поисковый, деятельностный, словестный, наглядный.
Иконка файла материала внеклассное мероприятие.docx
Цель урока:  ­ учить детей анализировать литературное произведение, ­ формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; Л.Пантелеев «Честное слово». Задачи: О б р а з о в а т е л ь н ы е :  себе черты их характера;  Р а з в и в а ю щ и е : ­ ­ учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжить   учить   детей   на   основании   высказываний   и   поступков   героев   (в   литературном произведении) представлять продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного  чтения; при   помощи   системы   вопросов   побудить   детей   внимательно   перечитывать   и   просматривать текст; работать над развитием речи, мышления; ­ ­ ­ ­ ­ ­ В о с п и т а т е л ь н ы е : нравственные суждения; ­ формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать ­ формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная. Прогнозируемые результаты. на уроке будет создана благоприятная обстановка; в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том, как важно иметь для человек; воли, заставить себя поступить правильно; использование   на   уроке   ИКТ   позволит   активизировать   восприятие   обучающихся   за   счёт использования зрительных демонстраций. Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в группах. 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Ход урока. ­Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. АТОРБОД              ЬТСОВИЧВЫЗТО                      ЬТСОВИЖЛ   ЬТСОНТСЕЧ (доброта, отзывчивость,  лживость, честность.) ­ Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.) ­ Назовите, пожалуйста, «лишнее слово». (Лживость.) ­ Почему   вы   так   решили?   Докажите.   (   Потому   что,   лживость   ­   это   отрицательное   качество доброта (Доброта ­ стремление делать добро другим...) отзывчивость (Отзывчивость ­ готовый помочь человек...) честность (Честность­ человек, который держит слово...) Какие это качества? (Это положительные качества) человека; a остальные ­ положительные.) ­ Объясните, как вы понимаете смысл слов: * * * ­ ­ А вы обладаете такими качествами? ­ Подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь) ­ Как понимаете слово честь? (ответы учеников) ­ Найдите в словаре значение слова ч е с т н ы й . ­ Честное слово. Как даёт этому объяснение Ожегов? Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С И. Ожегов   • • • достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение; Ч е с т н о е   с л о в о   –   у в е р е н и е   в   и с к р е н н о с т и 3. Постановка учебной задачи.­ ­ ­ Сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».   Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы  поставим на урок? Определить...  (главную мысль произведения, его жанр) Учиться...  (выразительно и грамотно читать) Развивать... (речь) Леонид Пантелеев, настоящее имя ­ Алексей Иванович Еремеев (1908 ­ 1987гг.), родился в Петербурге в семь военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Умер писатель в 1987г. в Москве. Чтение текста Л.Пантелева «Честное слово» 4. Первичное восприятие текста. 1 Верно ли, что мальчика зовут Алёша?  (­) 2. Верно ли, что мальчик не оставил свой пост? (+) 3. Верно ли, что мальчик, увидев военного, присел от удивления? (­) 4. Верно   ли,   что   рассказчик   (автор)   остался   постоять   на   карауле,   пока   мальчик   бегал   домой покушать?(­) 5. Верно ли, что звание военного «майор»?   ( + ) 6. Верно ли, что на мальчике были одеты брюки черного цвета?  (­) 7. Верно ли, что мальчик караулил пороховой склад? (+) 8 Верно ли, что майор пожал мальчику руку за то, что он очень вежливый? (­) 9. Верно ли, что мальчик носил звание «рядовой»? (­) 10. Верно ли, что если ты дал честное слово, то необязательно его держать? (+) ­ От чьего имени идёт повествование? ­Где происходили действия? ­ Что узнали о мальчике? ­ Почему мальчик плакал? ­ ­ ­ ­ ­ В какую ситуацию он попал? Как к этому отнесся рассказчик? Какая мысль пришла в голову рассказчику?   Почему только военный мог снять мальчика с караула?  ­   Как   понимаете   выражение:   «Кажется,   ещё   никогда   в   жизни   я   так   не   радовался,   как обрадовался в эту минуту». Как вы думаете, почему майор согласился помочь? Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему? ­ ­ ­ Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?  ­ 5. Физкультминутка  Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? 6.Словарная работа. ( одни слова дети объясняют сами, другие при помощи словаря)Чтение   слов,   выписанных   на   доску   и   их   объяснение   (работа   с   толковыми   и   фразеологическими словарями ). ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ зарябило в глазах –быстро сменяется, мелькает безутешно плакал – не находя утешения поспешно отдернул руку ­ быстро часовой — военнослужащий, стоящий на посту, на часах. лейтенант, рядовой, маршал, майор, сержант (воинские знания ). пороховой склад (порох) ­ (взрывчатое вещество для приготовления огнестрельного оружия). спохватился ­ вспомнить о чем­либо забытом десятые сны видят ­ давно спят ворота заперты ­ закрыты ­ красноармеец – человек, служащий в армии ­ несолоно хлебавши ­ ни с чем ­ публика (народ) ­ протискиваться ­ пролезть 6.Работа в группах. 1 группа. Образ мальчика. ­ Найдите ответ в тексте: ­ Как начинается рассказ? О чём жалеет автор? Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто е папа и мама. ­Как автор описывает мальчика? Д:   Нос   в   веснушках,   штанишки   коротенькие   и   держались   не   на   ремешке,   а   на   таких лямочках, которые  neрекидываются через плечи и застёгиваются где­то на животе. Как говорит о нём? Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью. ­ Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ. ­ ­ Боялся   Не знал, куда идти  Потому что дал честное слово ­ Как понимает слово «Честность» мальчик? Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать! 2 группа Образ мальчишек. Подтвердите словами из текста. ­ Как автор называет мальчиков?             Подтвердите словами из текста.  Д: Глупые мальчишки Как мальчик представляет себе мальчишек? Д: Какие­то большие ребята. Как понимают слово «Честность» мальчики? Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры. 3 группа Образ военного ­ Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили? Д: Он был верен данному слову. ­ Подтвердите словами из текста. Что сделал автор? Как автор искал нужного военного? Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой­нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. ­ Какие чувства он испытал, когда его увидел? Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. ­Как оценил поступок майор? Д: Майор протянул мальчику руку. ­Молодец, товарищ сержант!­ сказал он.­ Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания! ­ Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?Д: В знак уважения, благодарности  гордости за человека.  Как понимает слово «Честность»  майор? Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову. 4 группа Образ мальчика. Какими качествами обладал мальчик? Честный, верный, преданный, Какие действия совершал мальчик в рассказе? Стоял на посту, держал данное слово,.. ­ ­ Составить синквейн со словом « мальчик». Мальчик Смелый, отважный Спасает, охраняет, защищает Всегда придет на помощь Победитель  7. Итог урока. ­ Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на месте главного г 8. Работа с пословицами (на карточках, проверка ­ слайд) ­ Восстановите пословицы, поработав в парах. Как аукнется,                                    так и откликнется. Не давши слова – крепись,              а давши держись. Будь своему слову                             хозяин. Не по виду суди,                              а по делам гляди. Так, какова главная мысль этого произведения? Как вы понимаете каждую пословицу?   ­ Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? ­ ­ 9. Итог урока. ­ ­ Пантелеев хотел, чтобы мы, его  читатели,  поняли одну очень важную вещь: в жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. 10. Рефлексия. ­Кому приходилось когда­нибудь давать честное слово? ­А как его выполняли? ­Тяжело ли держать «честное слово»?