Данное занятие предназначено для учащихся 3 класса по курсу внеурочной деятельности "Час чтения: литературный калейдоскоп". Целью данного занятия является расширить читательский кругозор детей, познакомить с творчеством Л.Пантелеева и сформировать положительные личностные качества. Занятие представлено в форме групповой работы. На занятии используются методы: частично -поисковый, деятельностный, словестный, наглядный.
Цель урока:
учить детей анализировать литературное произведение,
формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Л.Пантелеев «Честное слово».
Задачи:
О б р а з о в а т е л ь н ы е :
себе черты их характера;
Р а з в и в а ю щ и е :
учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном
произведении) представлять
продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного
чтения;
при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать
текст;
работать над развитием речи, мышления;
В о с п и т а т е л ь н ы е :
нравственные суждения;
формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать
формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
на уроке будет создана благоприятная обстановка;
в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том, как важно
иметь для человек; воли, заставить себя поступить правильно;
использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за счёт
использования зрительных демонстраций.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в группах.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ход урока.
Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО
ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ (доброта, отзывчивость,
лживость, честность.)
Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.)
Назовите, пожалуйста, «лишнее слово». (Лживость.)
Почему вы так решили? Докажите. ( Потому что, лживость это отрицательное качество
доброта (Доброта стремление делать добро другим...)
отзывчивость (Отзывчивость готовый помочь человек...)
честность (Честность человек, который держит слово...)
Какие это качества? (Это положительные качества)
человека; a остальные положительные.)
Объясните, как вы понимаете смысл слов:
*
*
*
А вы обладаете такими качествами?
Подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь)
Как понимаете слово честь? (ответы учеников)
Найдите в словаре значение слова ч е с т н ы й .
Честное слово. Как даёт этому объяснение Ожегов?
Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С И. Ожегов
•
•
•
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
почет, уважение;
Ч е с т н о е с л о в о – у в е р е н и е в и с к р е н н о с т и
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».
Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы
поставим на урок?
Определить... (главную мысль произведения, его жанр)
Учиться... (выразительно и грамотно читать)
Развивать... (речь)
Леонид Пантелеев, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев (1908 1987гг.), родился в
Петербурге в семь военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу
для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Умер писатель в
1987г. в Москве.
Чтение текста Л.Пантелева «Честное слово»
4. Первичное восприятие текста.
1 Верно ли, что мальчика зовут Алёша? ()
2. Верно ли, что мальчик не оставил свой пост? (+)
3. Верно ли, что мальчик, увидев военного, присел от удивления? ()
4. Верно ли, что рассказчик (автор) остался постоять на карауле, пока мальчик бегал домой
покушать?()
5. Верно ли, что звание военного «майор»? ( + )
6. Верно ли, что на мальчике были одеты брюки черного цвета? ()
7. Верно ли, что мальчик караулил пороховой склад? (+)
8 Верно ли, что майор пожал мальчику руку за то, что он очень вежливый? ()
9. Верно ли, что мальчик носил звание «рядовой»? ()
10. Верно ли, что если ты дал честное слово, то необязательно его держать? (+)
От чьего имени идёт повествование?
Где происходили действия?
Что узнали о мальчике?
Почему мальчик плакал?
В какую ситуацию он попал?
Как к этому отнесся рассказчик?
Какая мысль пришла в голову рассказчику?
Почему только военный мог снять мальчика с караула?
Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как
обрадовался в эту минуту».
Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?
5. Физкультминутка
Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
6.Словарная работа.
( одни слова дети объясняют сами, другие при помощи словаря)Чтение слов, выписанных на доску и их объяснение (работа с толковыми и фразеологическими
словарями ).
зарябило в глазах –быстро сменяется, мелькает
безутешно плакал – не находя утешения
поспешно отдернул руку быстро
часовой — военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
лейтенант, рядовой, маршал, майор, сержант (воинские знания ).
пороховой склад (порох) (взрывчатое вещество для приготовления огнестрельного оружия).
спохватился вспомнить о чемлибо забытом
десятые сны видят давно спят
ворота заперты закрыты
красноармеец – человек, служащий в армии
несолоно хлебавши ни с чем
публика (народ)
протискиваться пролезть
6.Работа в группах.
1 группа.
Образ мальчика.
Найдите ответ в тексте:
Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он
живёт, и кто е папа и мама.
Как автор описывает мальчика?
Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких
лямочках, которые neрекидываются через плечи и застёгиваются гдето на животе.
Как говорит о нём?
Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью.
Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.
Боялся
Не знал, куда идти
Потому что дал честное слово
Как понимает слово «Честность» мальчик?
Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!
2 группа
Образ мальчишек. Подтвердите словами из текста.
Как автор называет мальчиков?
Подтвердите словами из текста.
Д: Глупые мальчишки
Как мальчик представляет себе мальчишек?
Д: Какието большие ребята.
Как понимают слово «Честность» мальчики?
Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.
3 группа
Образ военного
Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
Д: Он был верен данному слову.
Подтвердите словами из текста.
Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какойнибудь лейтенант или хотя бы
рядовой красноармеец.
Какие чувства он испытал, когда его увидел?
Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.
Как оценил поступок майор?
Д: Майор протянул мальчику руку.
Молодец, товарищ сержант! сказал он. Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!
Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?Д: В знак уважения, благодарности
гордости за человека.
Как понимает слово «Честность»
майор?
Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его
честному слову.
4 группа
Образ мальчика.
Какими качествами обладал мальчик?
Честный, верный, преданный,
Какие действия совершал мальчик в рассказе?
Стоял на посту, держал данное слово,..
Составить синквейн со словом « мальчик».
Мальчик
Смелый, отважный
Спасает, охраняет, защищает
Всегда придет на помощь
Победитель
7. Итог урока.
Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на
месте главного г
8. Работа с пословицами (на карточках, проверка слайд)
Восстановите пословицы, поработав в парах.
Как аукнется, так и откликнется.
Не давши слова – крепись, а давши держись.
Будь своему слову хозяин.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Так, какова главная мысль этого произведения?
Как вы понимаете каждую пословицу?
Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
9. Итог урока.
Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: в жизни, каждый
человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно
формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в
жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
10. Рефлексия.
Кому приходилось когданибудь давать честное слово?
А как его выполняли?
Тяжело ли держать «честное слово»?