Занятие подготовлено для детей старшей группы. Воспитатель даёт детям понять, что природа – это наш общий дом, расширит знания детей о природе, продолжит формировать представление о роли природы в жизни человека, воспитывает заботливое отношение к природе, закрепит знания о природных явлениях.
Программные задачи:
Образовательные:
Дать детям понять, что природа – это наш общий дом,
расширять знания детей о природе, продолжать
формировать представление о роли природы в жизни
человека.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную
речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к
природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация,
демонстрационный материал и оборудование: рисунки
обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со
следами, веточка для Лесовичка, бумага на каждого ребёнка,
клей ПВА, манная крупа, окрашенная в зелёный цвет,
«Жалобная книга природы».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение: (слайд 1)
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
(слайд 2)Тут речка, (слайд3)там зелёный луг,
(слайд 4)В лесу дремучем не пройдёшь!
(слайд 5)Воды в пустыне не найдёшь:
(слайд 6)А где-то снег лежит горой,
(слайд 7)А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
(слайд 8)Леса и (слайд 9)горы и (слайд 10)моря-(слайд 11)Всё называется - земля!
(слайд 12)А если в космос мы взлетим,
(слайд 13)То из окна ракеты
(слайд 14)Увидишь шар там голубой
Любимую планету.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете
Земля?
(слайд 15)
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы
их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий
на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие
следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно,
большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же
след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом.
И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и
порядок.
Воспитатель:
Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии,
Так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод?
Дети: Не только в своём доме, но и в природе нельзя
развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на
свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать
для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в
«порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления.
Дети: ветер, дождь, снег, солнце.
Воспитатель: Подумайте, как эти различные природные
явления помогают Земле выглядеть так?
(слайд 16)Например, такое природное явление, как ветер
как помогает? (Ответы детей.)
Дети: Ветер приносит прохладу, очищает воздух.
(слайд 17)Воспитатель: А что, даёт дождь?
Дети: Дождь питает растения, даёт влагу.
(слайд 18)Воспитатель: Как помогает Земле снег?
Дети: Утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло,
утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.(слайд 19) Воспитатель: А как солнце помогает Земле
выглядеть именно так? Дети: Солнце даёт свет всему
живому.
Воспитатель: Но солнце не только светит, что ещё делает?
Дети: От солнца исходит тепло, оно греет.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас живёт в доме со
стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома,
мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
(слайд 20) «Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
(слайд 21)Горы, (слайд 22) реки и (слайд 23) леса,
(слайд 24) И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Воспитатель: Так, в какой мы дом попадаем? Правильно, в
дом – природу.
Давайте мы эти дома сравним.
Отчего в нашем доме бывает светло?
Дети: От лампы. (слайд 25)
Воспитатель: А что можно сравнить с лампой в природе?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Но солнце не только свети, но и греет, значит,
его можно сравнить ещё с чем?...
Дети: с плитой, батареей.
(слайд 26) Воспитатель: В природе ветер, а в доме?
Дети: Вентилятор
(слайд 27) Воспитатель: В природе идёт дождь, а в нашем
доме, что напоминает дождь?Дети: Душ
(слайд 28) Воспитатель: В природе выпадает снег,
накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном
доме человек научился делать снег где?
Дети: В холодильнике
(слайд 29) Воспитатель: В доме есть пол, а в природе?
Дети: Земля
(слайд 30) Воспитатель: На полу у нас лежит ковёр, а на
земле?
Дети: Растёт трава
(слайд 31) Воспитатель: В обычном доме бывают каменные
и деревянные стены, а в доме природы?
Дети: Горы и деревья
(слайд 32) Воспитатель: У нас горит пламя на газовой плите,
а в природе огонь откуда выходит?
Дети: Вырывается из вулкана
(слайд 33) Воспитатель: В природе живут какие животные?
Дети: Дикие
Воспитатель: В обычном доме?
Дети: Домашние
(слайд 34) Воспитатель: В природе дикорастущие растения,
а в доме?
Дети: комнатные растения (слайд 35)
А теперь мы отдохнём
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в
стороны.)Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево,
вперёд-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях и встретил в лесу
Колобка. Он тоже невесёлый. Давайте вспомним, как
правильно нужно вести себя в лесу.
(слайд 36) Нельзя шуметь в лесу. Громкая музыка, крик
пугают зверей и птиц. Они покинут свои норы и гнёзда.
(слайд 37) Нельзя срывать редкие цветы. Их осталось очень
мало.
(слайд 38) Нельзя разорять птичьи гнёзда. Нельзя
дотрагиваться до птенцов и птичьих яиц.
(слайд 39) Нельзя забирать животных и птиц из леса домой.
(слайд 40) Нельзя ломать муравейники. Муравьи – санитары
леса.
(слайд 41) Нельзя ловить бабочек и стрекоз. Бабочки
опыляют цветы. Стрекозы уничтожают вредителей.(слайд 42) Нельзя обижать змей. Змеи опасны для людей,
ну очень нужны в лесу. Они санитары леса и воды.
(слайд 43) Нельзя сбивать мухоморы, ими питаются
некоторые животные.
(слайд 44) Нельзя ломать ветки деревьев и портить кору.
Кора дерева – это как кожа у человека.
Лесовичок: Колобок везде слышал жалобные голоса
растений. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы.
Ребята, хотите узнать, на что жалуется ёлка, вот её жалоба:
«Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь
вокруг меня когда - то росли ёлки - красавицы, но под новый
год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили
их под самый корешок».
Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? Ребята, а давайте мы
с вами сделаем доброе дело, нарисуем ели и подарим
Лесовичку и Колобку. Ребята, а теперь начинаем рисовать.
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные ели! Мы
призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень
хороший поступок – защита природы.
(Дети исполняют хоровод «В лесу родилась ёлочка»)
Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди
подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья. Я очень
рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями
природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу
природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда
пустой - чтобы никто не жаловался.
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том,
наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите статьдрузьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь
природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на
Земле полезен!