Цели занятия:
1. Уточнить артикуляцию звука «ч»;
2. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом;
3. Ознакомить детей с буквой Чч, закреплять образы букв.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка, игрушки, конструктор, ножницы.
Ход занятия:
1. С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно эту букву, обозначающую звук «р». Дайте ему характеристику.
Закончи предложение со звуком «р», обозначающим действие:
Занятие: «Звук ч и буква Ч ч»
Цели занятия:
1. Уточнить артикуляцию звука «ч»;
2. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно
ласкательных суффиксов, учить детей заканчивать слово одним звуком или
одним слогом;
3. Ознакомить детей с буквой Чч, закреплять образы букв.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, панно букв, кукла Манечка,
игрушки, конструктор, ножницы.
Ход занятия:
1. С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно
эту букву, обозначающую звук «р». Дайте ему характеристику.
Закончи предложение со звуком «р», обозначающим действие:
Ножом хлеб …(режут).
Лошади громко…(ржали).
2. Послушайте стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым
мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при
чтении голосом выделяет звук «ч»).
Дырчатая тушка!
Поливай водичкой ручки,
Плечики и локоточки,
Пальчики и ноготочки.
Трем мочалкою коленочки.
Щеточкой трем хорошенько
Пяточки, ступни и пальчики,Чисто чисто моем мальчика!
3. Артикуляция звука «ч». Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы
сближены; широкий кончик языка упирается в передний край неба;
посередине языка идет толчкообразная воздушная струя.
Характеристика звука. Звук «ч» – согласный, всегда произносится
мягко и нежно.
. Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой.
Слушайте и помогайте мне.
На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда
ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным
голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» Грибочки собираю для мамы
и папы. «Кто тебе разрешил? Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь
ухаживать за моим сыночком». Посадил девочку к себе на плечи и понес к
своей берлоге. Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы,
которые у нее еще остались. Если вы докончите слово одним слогом (чек), то
узнаете, какими предметами девочка отмечала дорогу:
Плато…(чек) значо…(чек)
Фарту…(чек) крючо…(чек)
Носо…(чек) поясо…(чек)
Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит.
Жалко стало девочке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь
истопила и испекла вкусные пирожки. Поел и уснул медвежонок, а манечка
прибираться стала. Пришел медведь домой , смотрит в берлоге чистота и
порядок. Тут мимо Сорока пролетала и застрекотала: «Ничего ты, медведь. не
знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для
лесных зверят». Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу
домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала.
(Дети вспоминают эти предметы, дают развернутые предложения).4. Знакомство с буквой Чч.
Мы знакомились СС звуком «ч», а вот и буква Чч (показ буквы).
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как 4.
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя.
( В.Степанов.)
5. Анализ и синтез буквы.
Конструирование буквы Чч из конструктора.
6. Закрепление образа букв.
Посмотрите на эти буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.
Сколько здесь букв Ч? Сколько здесь букв Р?
Ч А У Ч М Р Н Б Г Ч Х Ч
6. Пальчиковая гимнастика « Пирожки».
Итог: Сегодня мы познакомились с буквой Чч. Какая это буква? Из каких
элементов она состоит? Как произносится?