Заочная экскурсия в Ясную Поляну
Тема. Обобщение и закрепление изученного об однородных членах предложения.
Цели.
Обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными
членами.
Углубить и закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных
членах.
Совершенствовать умение различать однородные и неоднородные определения.
Отрабатывать навык расстановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами.
Развивать умение школьников работать с книгой, со
справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской.
Совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично
излагать свои мысли.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к русскому языку, его богатству.
Ход урока
Сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученное об однородных членах предложения, повторить орфографию и пунктуацию, что постепенно приблизит нас к навыкам, которые пригодятся при сдаче ЕГЭ. Мы продолжим отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, систематизируем наши знания об однородных членах предложения.
Попробуйте сформулировать тему урока. Верно. Запишите число и тему.
А поможет нам в этом заочная экскурсия в Ясную поляну, в дом-музей Л.Н. Толстого.
Ясная Поляна – этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. Этот уголок тульской земли на особом счету у людей всего мира – здесь родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой. И как мы не представляем себе русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.
Давайте запишем известное высказывание Л.Н. Толстого в форме прямой речи и найдем в нём однородные члены предложения.
“Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней”, – писал Л.Н. Толстой.
-Объясните знаки препинания.
-Найдите однородные члены предложения, расскажите о них.
Блиц-опрос поможет нам вспомнить признаки однородных членов предложения
1) Однородные члены предложения
а) отвечают на один и тот же вопрос
б) связаны с одним и тем же словом в предложении
в) образуют сочинительное словосочетание
г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.
2) Когда между однородными членами не ставится запятая?
а) если они соединены одиночными союзами И, ДА (=И),
ИЛИ, ЛИБО;
б) если они входят в состав фразеологизма.
В остальных случаях запятая нужна.
3) Вспомним признаки обобщающих слов при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах
а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется
однородными членами;
б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены;
в) являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
4) Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах в предложениях с однородными членами?
Двоеточие, тире
Дома вы должны были выписать предложения из художественных произведений Л.Н. Толстого. Давайте разберем их.
1. Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая береза.
2. Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно милой и приятной музыки.
3. На большой части их лиц выражались если не боязнь, то беспокойство.
4. Мне была закрыта дорога ко всему: к дружбе, любви, почестям.
Вот мы и проникли в творческий мир Толстого. Сейчас мы находимся в его знаменитой усадьбе, у дома, в котором родился Лев Николаевич
Слайд Войти внутрь мы сможем, если только выполним следующее задание.
Вам следует, комментируя предложения, обозначить орфограммы, расставить знаки препинания.
1. Внешний облик дома, распол..жение комнат, обстановка – всё ..вляется подли..ым5.
Слайд
Определите лексическое значение слова “подлинный”.
Подлинный, -ая, -ое, -нен, -нна. 1. Настоящий, оригинальный, не скопированный. Подлинная картина. 2. Самый настоящий, подлинный. Подлинный ученый. // сущ. подлинность, -и (к 1-му знач.). На интерактивной доске написаны слова “подлинный, подлинность, подлинник”.
Слайд
2. В гостиной Л.Н. Толстой часто беседовал с выдающ..мися современниками: А.А. Фетом, И.С. Тургеневым, А.М. Горьким, И.Е. Репиным.
3. Шедевры русской литературы: …, …, …, – были написаны за старинным столом в к..бинете Л.Н. Толстого.
В последнем предложении нужно вставить названия романов писателя: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.
Слайд
Особая атмосфера царит в библиотеке писателя. И ваши творческие работы, которые вы должны были подготовить дома, помогут нам вспомнить строчки из хорошо известных произведений Л.Н. Толстого. Ваша задача записать предложения, составить их схемы и догадаться, о каких произведениях Льва Николаевича идёт речь.
Ученики выходят к интерактивной доске и выступают в роли учителя.
Слайды
1.Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами и собрался ехать.
Жилин из “Кавказского пленника”.
2. Я вспомнил всё: луг перед домом, высокие липы сада, чистый пруд, синее небо и пахучие копны свежего сена.
Николенька Иртеньев из “Детства”.
3. Я не пил, но танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, все только с нею.
Иван Васильевич из рассказа “После бала”.
А теперь вам придется поработать самостоятельно: заняться
конструированием предложений. А помогут вам слайды.
Ученики составляют предложения и читают свои примеры.
Удивительна природа Ясной Поляны. Сам Лев Николаевич очень любил эти замечательные места, часами бродил по аллеям усадьбы, частенько засиживался на берёзовой скамейке. Вот и мы присядем на неё и вспомним, какие определения называются однородными, а какие – неоднородными.
Какими определениями обычно являются рядом стоящие прилагательное и причастный оборот?
Однородные определения называют различительные признаки однотипных предметов, характеризуют предмет с одной стороны, выражены качественными прилагательными (бесплодная, засушливая земля).
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, часто выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (молодой сосновый бор).
Слайд
А теперь закрепим умение различать однородные и неоднородные определения. Напишем выборочный диктант. Вам надо выбрать из предложений однородные (неоднородные) определения, правильно поставив знаки препинания.
1.Толстой любил побродить ранним, тихим утром. 2. Старая липовая аллея яснополянского парка была любимым местом прогулок Льва Николаевича. 3. На уютной берёзовой скамейке часами в одиночестве сидел писатель. 4. Прямо из усадьбы мы выезжаем на великолепную, сияющую под солнцем поляну.
Пришло время поработать с текстом.
Слайд
Родина нашего сердца. Родная земля и её люди быт и п..йзажи всё оказывало2 на Толстого постоянное и громадное воздействие. Лев Николаевич писал в своём дневнике До умиления трогает природа луга пашни покосы парк. Липы и дубы и клёны и ели уд..вительно перемеша(н,нн)ые2 в яснополянском парке ещ... помнят писателя4. Эти живые реликвии5 помогают убеди(ться, тся) в том что даже самое значительное питается обычными земными соками. (По С. Борисову.)
-Определите тип и стиль речи
Художественный стиль, повествование
-Какая связь предложений в тексте?
Цепная
-Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы расставляя недостающие знаки препинания.
-Выполните виды разбора, указанные в тексте цифрами.
-Объясните лексическое значение слова.
Реликвии (от лат. – остатки, останки) – 1) предметы религиозного поклонения, например, мощи; 2) свято хранимые как память о прошлом вещи.
Ну а теперь проведем тестирование
Вариант I.
1. Назовите неверное утверждение. Однородные члены предложения
а) отвечают на один и тот же вопрос; б) связаны с одним и тем же словом; в) образуют подчинительное словосочетание; г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.
2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Он легко справлялся с трудными математическими заданиями. Б) Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде. В) День стоял туманный безветренный. Г) Вечернее бледное море лежало спокойно.
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) Нехлюдов смотрел на освещённый луной сад и крышу, и на тень, и вдыхал живительный воздух. Б) Белые облака, бор, тянувшийся вдоль дороги, – всё радовало глаз. В) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также клён зеленели свежо и приветливо.
Вариант II.
1. Назовите неверное утверждение. Обобщающие слова при однородных членах
а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами; б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены; в) не являются членами предложения.
2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место. Б) Летние московские вечера бесконечны. В) По темной пыльной дороге бежала собака. Г) Свежий морской ветер принёс прохладу.
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. Б) Гимнастика и обтирание водой всё это укрепляет и закаляет человека. В) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались пули.
Слайд
Л.Н. Толстой не представлял Россию без своей Ясной Поляны, а мы не представляем себе русской литературы без Толстого. Ваше открытие богатейшего духовного наследия Льва Николаевича ещё впереди. На уроках литературы мы не раз обратимся к творчеству великого писателя. Ну а дома предлагаю написать миниатюру на тему “Мои воспоминания о Ясной Поляне», используя предложения с однородными членами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.