Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ. Анализировать творчество А. Дюрера, В. Ватагина, Т. Хоземана.
2ЛР: Делать зарисовки животных с натуры и по представлению. Выполнить творческое задание «Твой пушистый друг» или иллюстрацию к сказке о животных.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения анималистического жанра и выражать своё отношение к ним на примере работ А. Дюрера, В. Ватагина, Т. Хоземана.
Обязательный минимум содержания: зарисовки, иллюстрация (Н), Альбрехт Дюрер, В. Ватагин (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Дюрер «Этюд собаки», «Святой Евстафий»; В. Ватагин «Заяц. Наброски и зарисовки с натуры»; Т. Хоземан «Иллюстрации к рассказам о зайчатах и котятах»; схемы, учебные рисунки.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 12–13.
Тема. Зарисовки животных.
От
зарисовок к иллюстрации.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ.
Анализировать творчество А. Дюрера, В. Ватагина, Т. Хоземана.
2ЛР: Делать зарисовки животных с натуры и по представлению. Выполнить творческое задание «Твой пушистый
друг» или иллюстрацию к сказке о животных.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения анималистического жанра и выражать своё отношение к ним на
примере работ А. Дюрера, В. Ватагина, Т. Хоземана.
Обязательный минимум содержания: зарисовки, иллюстрация (Н), Альбрехт Дюрер, В. Ватагин (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Дюрер «Этюд собаки», «Святой Евстафий»; В. Ватагин «Заяц. Наброски и зарисовки с натуры»; Т.
Хоземан «Иллюстрации к рассказам о зайчатах и котятах»; схемы, учебные рисунки.
Этапы урока
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Содержание
1й урок
действия учителя
действия учеников
Ученики отвечают на вопросы.
Учитель записывает тему урока «Зарисовки
животных»,
демонстрирует рисунки
животных первобытных художников и
просит ответить на вопросы:
– Практически все современные художники
могут рисовать
пейзажи,
натюрморты, а вот животные даются не всем,
несмотря на то, что сегодня очень много
учебных заведений, где обучают рисованию.
– Рассмотрите рисунки животных. Они были
созданы приблизительно 25 тыс. лет назад
портреты,
Формирование УУД
Цвет фраз,
обозначающих
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1II.
Формулирование
проблемы.
III.
Актуализация
знаний.
первобытными охотниками, хотя, как вы
понимаете, учебных заведений тогда не было.
– Что вас удивляет?
– Какой вопрос у вас возникает?
– Как вы думаете, как же удавалось
первобытным охотникам так точно передавать
образ животного? Что вы уже знаете по этому
вопросу?
у первобытных
–
Да,
художников была возможность постоянно
наблюдать за животными, ведь охота была их
главным занятием. Посмотрим, как поступали
художники более позднего времени.
действительно,
– Удивляет то, как красиво смогли
нарисовать животных первобытные
люди.
– Как научиться рисовать
животных?
Возможен другой
проблемного вопроса.
вариант
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Совместно
определять цель действий.
учителем
с
– Они наблюдали за животными на
охоте и поэтому так хорошо знали
их повадки и облик.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2Поиск
IV.
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
текстом.
Работа
произведениями
мастеров.
с
с
1. Учитель предлагает открыть учебник на
с. 28 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
заголовок,
–
выделенные слова, иллюстрации. Как вы
думаете, о чём этот текст?
– Вспомните, что такое зарисовки?
Рассмотрите страницу,
– Как вы думаете, а как ему удавалось делать
такие точные зарисовки животных, например
собаки?
Во время чтения.
– Прочитайте текст, используя диалог с
автором.
После чтения.
– Как удавалось А. Дюреру мастерски
изображать животных?
2. Учитель предлагает рассмотреть гравюру
А. Дюрера «Святой Евстафий» в учебнике на
с. 28 и ответить на вопрос.
– Какие детали рассмотренной нами зарисовки
собаки художник использовал в этой работе?
Дети рассматривают страницу,
читают текст, отвечают.
– О художнике А. Дюрере, о его
зарисовках животных.
– Это наброски фигур с натуры.
– Может быть, у него была собака,
он наблюдал за ней и рисовал её.
Выполняют.
– Он делал зарисовки с натуры и
потом использовал рисунки в своих
произведениях. Обращал внимание
на мелкие детали.
Отвечают.
Выражение
V.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить
на него.
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 3
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
чтения
Находить информацию в
учебнике
(разворот,
оглавление, словарь, текст,
иллюстрация),
схема,
отделять известное
от
неизвестного.
Высказывать свои мысли,
аргументировать, вступать в
беседу.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схему, иллюстрацию),
отделять известное от
неизвестного.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить
задание 1 и 2 в рабочей тетради на с. 12–13.
–
Рассмотрите фотографию животного,
которое вы хотите нарисовать. Что в нём
особенного?
– Сделайте в альбоме зарисовки этого
животного, если хотите, то в разных ракурсах.
– Выполните зарисовки в цвете.
Выполняют.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схему, иллюстрацию),
отделять известное от
неизвестного.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Записывают.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Ученики рассматривают и
отвечают.
Группировать и сравнивать
факты, явления, понятия.
Отвечают.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
VIII. Домашнее
задание.
I. Актуализация
знаний.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Подбери сказку о животных, иллюстрацию к
которой вы хотели сделать; выполни зарисовки
зверей – персонажей сказки.
– Принести рабочую тетрадь, фломастеры,
краски, кисти, альбом.
2й урок темы
Учитель записывает тему урока «От
зарисовок к иллюстрации», напоминает
проблемный вопрос прошлого урока, просит
сравнить различные рисунки животных и
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4определить, где зарисовки, а где законченные
композиции.
– Посмотрите на изображения животных и
определите, где здесь зарисовки, а где
законченные композиции.
– На какие детали обращал художник
внимание, делая зарисовки?
Учитель предлагает детям открыть
учебник на с. 29, рассмотреть изображения
и ответить на вопросы:
– На какие детали обращал внимание Василий
Ватагин в своих набросках и зарисовках?
– Сравните наброски Ватагина и иллюстрацию
Т. Хоземана. Чем они отличаются?
Ученики рассматривают рисунки,
отвечают.
– Обращал внимание на то, как
зайчики сидят, передвигаются, на
поворот головы, на положение
лапок и ушек и др.
– На иллюстрации зайчики немного
похожи на людей, но всё же повадки
поведения сохранены; иллюстрация
– это законченное произведение, в
ней есть сюжет.
Группировать и сравнивать
факты, явления, понятия.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация),
отделять известное от
неизвестного.
Поиск
II.
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
произведениями
мастеров.
Работа
текстом.
с
с
Выражение
III.
решения
проблемы.
IV. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
–
Как нарисовать иллюстрацию к
литературному произведению, персонажами
которого являются животные?
Отвечают.
Выполняют.
Учитель предлагает детям выполнить
иллюстрацию к сказке о животных.
– Сделайте на маленьком формате (А6) эскиз
будущей иллюстрации (распределите фигуры
на листе, не прорисовывая мелкие детали).
– Воспользуйтесь теми зарисовками, которые
вы выполнили дома, и перенесите эскиз на лист
А4 или А3 (по выбору).
© ООО «Баласс», 2014
Страница 5
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.– Выполните подмалёвок, не прорисовывая
детали (сначала фигуры, потом фон), и
отложите работу просушить.
– Доработайте иллюстрацию, прописав детали,
передайте фактуру шерсти, далее доработайте
фон.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Доделать иллюстрацию и оформить её в
паспарту.
–
карандаш, цветные карандаши.
рабочую тетрадь,
Принести альбом,
V. Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее
VI.
задание.
Выполняют.
Записывают.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 6