Тема урока: Здравствуй школа! Речь устная и письменная
Цель и задачи урока: создать понимание терминов "речь письменная и речь устная", звук и буква, познакомить с учебником "Азбука" и пособием прописи, развить внимание, привить интерес к изучаемым предметам чтению и письму.
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная.docx
УРОК 1. Тема: Здравствуй, школа!
Речь устная и письменная
Цель, задачи: создать понимание терминов «речь письменная и речь устная», звук и
буква; развивать внимание; познакомить с учебником «Азбука», пособием ПРОПИСИ;
прививать интерес к изучаемым предметам чтению и письму
Формируемые УУД: познакомить с учебником, его элементами и содержанием
(обложкой и титульным листом, условными обозначениями – знаки\помощники);
формировать умение оценивать деятельность одноклассников.
Пропедевтика: термины: вышениже, вверхувнизу, рядомпосередине, поднад, за
перед.
Ход урока
1.
Орг. момент и включение в учебную деятельность
Ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете их отгадать, готовы?
Тогда слушайте внимательно:
(1 слайд) Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.….. (Школа.)
(2 слайд) Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в………….. (класс)
(3 слайд) Открыла двери школа,
И впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют? …………..(Первоклассники.)
(4 слайд) Перемена, класс пустой —
Вышли дети всей гурьбой.
Всюду радость, смех, задор,
Вышел класс наш в................ (коридор)
В каком селе находится наша школа? (Барда)
Как называется страна, в которой мы с вами живём? (РФ,Россия)
Как люди называют страну, где родились и/или живут? (Родина, Отчизна) Следующая загадка:
(5 слайд) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает……….. (Книга).
Как называются школьные занятия? (Уроки)
У вас на столе лежит книга. Какие цвета выбрал художник для вашей книги,
2.
Актуализация знаний
рассмотрите обложку? (все цвета радуги)
Что напоминают эти цвета? (травку, солнышко, небо и т.д.)
Кто из вас знает, что за знаки на обложке вашей книги? (это буквы)
Кто может назвать эти буквы?
Кто может прочесть слово из этих букв? (азбука)
Если вам нравится чтото, какими словами вы выражается свой восторг,
положительные эмоции? (хорошо, отлично, замечательно, прекрасно и т.д.)
Чему вы будете учиться по этой книге? (чтению)
Чтобы понятно говорить и читать, нужно правильно дышать и правильно
произносить звуки.
3.
Тренировка речевого аппарата
Выполняем дыхательные упражнения: лёгкий ветерок, воет вьюга, нюхаем цветок.
Артикуляционная тренировка: Упражнение «Губы»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» — «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» — «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то
к левому уголкам губ.
Отрабатываем дикцию: У ежа ежата, у ужа ужата.
4.
Работа по теме урока – термины «устная и письменная речь»
Мы с вами живём в мире звуков и знаков – как вы понимаете слова звук и знак?
Знаки мы видим. А можно ли мы увидеть звук? Как (на слух) и чем (ухом) мы
воспринимаем звуки?
Существуют понятия устная и письменная речь – как вы их понимаете?
Все что мы говорим – это речь. Речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом
(устами), произносим все при помощи голосового аппарата и губ. Устной речью мы
пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. УСТНУЮ речь мы произносим и
слышим. Давайте сейчас проговорим вместе со мной стих
(6 слайд) Месяц по небу гулял,
Звезды яркие считал.
Он медведицу увидел
И за тучку убежал.
о какой медведице идет речь в стихотворении? (о созвездии Большая медведица)
То, что мы с вами сейчас говорили это и есть устная речь.
Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, журналах, интернете; она написана
(или обозначена) буквами. Мы её читаем. Это и есть письменная речь. Навыками
письменной речи мы овладеем в процессе обучения письму.
как вы думаете с чего мы начинаем обучение письму? (с прописей)
посмотрите внимательно на обложку Прописей и скажите, что на ней изображено?
(ответ: название тетради – прописи, цифра 1, которая обозначает 1класс, и указание, что
это часть 1)
Найдите в прописи страничку, на которой изображена такая цифра (я рисую на
доске цифру 3 (три).
Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они написаны? (красиво,
аккуратно, четко)
Обведите, синим карандашом в алфавите в прописи те буквы, которые вы знаете.
Обведите зелёным карандашом те буквы, которые вам нравятся больше всего.
Так же красиво вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим
Азбуку. Вы хотите научится писать?
Отгадайте загадки:
1.Буквызначки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ………… (алфавит).
2.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. ( Буквы)
Как сидеть за партой
переверните страницу Прописей. Чем занят мальчик? Что делает девочка? Как они
сидят за партой? (ребята усваивают правила посадки, обращения ручкой, карандашом)
(7 слайд) На экране рисунок «Как сидеть за партой»
Посмотрите на внимательно, на экран, почему важно сидеть правильно? Кто объяснит? Предметы для работы (письма)
(Учитель обращает внимание детей на то, что мальчика на картинке в Прописях
окружают принадлежности для письма, которыми пользовались в старину, а вокруг
девочки размещены письменные принадлежности, которыми пользуются сейчас.)
еще 20 лет назад все документы печатали на печатной машинке, а теперь тексты
набирают на компьютере. Кто из вас уже пользуется компьютером или планшетом?
Что вы умеете с его помощью делать?
переверните страницу. Помогать вам в работе будет веселый карандаш. Он показывает,
где нужно писать элементы букв или обводить рисунки. Что изображено на странице 6.
обведите ручкой контуры рисунков. Теперь раскрасьте их цветными карандашами.
а теперь выполним письмо овалов и полуовалов, палочек с наклоном. (стр 6)
ребята, чтобы было удобнее писать, нужно тетрадь держать с наклоном, сидеть прямо)
5.
Работа с учебником
( учитель показывает детям учебник «Азбука», называет его авторов).
первые буквы древнерусского алфавита назывались «аз» и «буки». Какое слова вам это
напоминает? АЗБУКА
Объясните пословицу Сперва АЗ да БУКИ, а там и науки.
Рассматриваем с.3 учебника и составляем рассказ по иллюстрации.
ребята, посмотрите, рисунок напоминает нам окно, в которую мы с вами смотрим.
Перед нами открывается мир нового, неизведанного, светлого и прекрасного).
что изображено в центре рисунка? (лес, пригорки над которыми плывут облака)
Что изображено в верхнем левом углу? (растущий месяц, к которому летит
космическая ракета)
кто из вас знает, как звали первого космонавта нашей страны? Он был первым
человеком в мире, который полетел в космос. (Юрий Гагарин)
что изображено в верхнем правом углу? (солнышко)
что изображено в нижнем левом углу? В нижнем правом углу?
что изображено на заднем пане, над вертолетом? (церковь)
что изображено внизу на переднем плане?
кого русский народ встречает караваем и солонкой на рушнике? (гостей)
как вы думаете, что на рисунке реальное, а что сказочное?
(сказочное – месяц и солнце улыбаются, имеют глаза, рот и нос. Остальное – реальное).
какие чувства вызывает эта иллюстрация? (радость, счастье, улыбку, удивление) Физкультминутка
Мир звуков и знаков
Как мы удивляемся? (Оооооо)
Как мы огорчаемся? (Ааааааа)
Какие звуки издают комар и шмель? (Ззз, жжж)
ребята, видели ли вы произносимые звуки? (нет)
(8 слайд) (на экране алфавит) – Звуки мы слышим и произносим. А чтобы звуки стали
ВИДИМЫМИ, для их обозначения придумали буквы. Что сейчас перед вами? (Алфавит)
Как вы думаете, буквы нужны для передачи устной или письменной речи?
Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов (частей), и прежде чем
научиться писать буквы, мы сначала научимся писать элементы (части) букв.
откройте прописи на странице 7. Напишите по образцу элементы букв в узких строках
под рисунками.
6.
Подведение итогов урока
Помогите мне закончить фразу правильно
Всё, что мы говорим – это … (речь)
Речь бывает … (устной и письменной)
То, что мы произносим и слышим это … (звуки)
На письме звук обозначается … (буквой)
Буквы мы видим, читаем и пишем
Понравился ли вам урок и что больше всего запомнилось на уроке?
Мы с вами будем учиться слушать и рассказывать, писать и читать – всему тому,
4.
5.
6.
что поможет вашу речь сделать правильной и богатой.
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная
Здравствуй, школа! Речь устная и письменная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.