"Земля-кормилица" урок окружающего мира, 4 класс (Школа России)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока окружающего мира предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебникам УМК "Школа России", рассчитана на учащихся 4 класса.
Иконка файла материала УнагаеваО.П. Земля кормилица 4 кл окр мир.docx

Ф.И.О. автора: Унагаева Ольга Прокопьевна

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

Название образовательной организации:

МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа»

 

Урок окружающего мира в 4 классе

 

Тема: Земля-кормилица

Цели:

Деятельностная: создать условия для  открытия знаний  о типах и составе почвы.

Содержательная: сформировать умения: различать типы почв на иллюстрациях учебника, находить информацию из печатного источника о типах почв своего региона,  доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма  организации  обучения: работа в парах, работа в группах.

Технология обучения:  деятельностный подход,  технология поиска информации.

Средства:   компьютер, записи на доске, раздаточные листы с заданиями, видео с проведением опыта на выявление состава почвы.

 

Планируемые результаты урока:

Личностные УУД

- проявляет интерес к изучаемому учебному материалу;

- положительно относится к  участникам учебной ситуации;

Регулятивные УУД

- адекватно оценивает  действия по выполнению задания другими учащимися и собственные возможности  для выполнения задания;

- выполняет учебные действия по заданному плану, контролирует выполнение задания.

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию в соответствии поставленной задачи;

- анализировать, сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД

- умение слушать  и слышать,  адекватно отвечать на поставленную задачу;

- уважительно  взаимодействовать друг с другом в паре.

Предметные УУД

- знать о разнообразии почв России;

- различать типы почв родного края;

- понимать необходимость охраны почв.

 

 

 

Содержание урока:

1.      Орг. момент (на доске карточка со словами – настрой на урок)

Мы – умные,

Мы – активные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится.

 

2.      Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания. Игра «Да-нетка».

Учитель читает высказывание, ученики записывают ответы в виде высказываний «Да» или «нет».

Игра «Да-нетка»

1.      месторождения полезных ископаемых отыскивают геологи. (да)

2.      к полезным ископаемым относятся: нефть, газ, глина. (да)

3.      в строительстве используются: песок, глина, гранит. (да)

4.      металлы получают из: каменного угля, янтаря, мела. (нет)

5.      при помощи буровых установок добывают: нефть, природный газ. (да)

6.      в шахтах добывают: песок, глину, известняк. (нет)

7.      в Заиграевском районе добывают: доломит, перлит, известняк. (да)

8.      в Бурятии практически нет полезных ископаемых. (нет)

Взаимопроверка, оценивание

 

да

да

да

нет

да

нет

да

нет

К

Л

А

Д

О

В

А

Я

 

3.      Мотивация к изучению нового материала, постановка учебной задачи.

- Прочитайте слово, которое получилось. (кладовая)

- Что же это за кладовая (предположения детей)

- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (читает ученица)

 

Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян становится большой кучей огурцов. Сказка ли это? Нет, не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется ... (землёй)

- Почему землю называют волшебной кладовой? (высказывания детей)

- И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (кормилицей)

- Тема нашего урока так и звучит «Земля-кормилица» (на доску карточку с темой)

- Значит, что нам предстоит сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? (высказывания детей)

 

4. Решение учебной задачи

- Как называется верхний слой земли? (почва)

- Из чего же состоит почва? (предположения детей)

- Предлагаю вам провести небольшое исследование почвы, а по ходу исследования заполнить вот эту схему (кластер «Состав почвы»). Работать будете парами.

- Исследование у нас будет реально-виртуальным. А поможет нам в этом любознательный Мураш (просмотр видео с опытами, заполнение кластера) (Приложение 1)

Первый опыт проверяет один ученик.

 

Самопроверка

- От чего же зависит плодородие  почвы? (от количества перегноя)

- Как вы думаете, почвы на территории нашей страны везде одинаковые? (предположения детей)

- Что нам может помочь в выяснении этого вопроса? (учебник)

Работа с текстом учебника с. 160-161.

- Задайте вопрос по тексту.

(Как называют учёных, изучающих почву? Какой тип почвы самый распространённый на территории нашей страны? Какая почва самая плодородная?)

 

- А какие почвы преобладают на территории нашей республики? Где об этом можно узнать?  (Приложение 2.)

- Я сегодня вам немного помогла и уже нашла информацию о ресурсах Бурятии, но вы должны её изучить и ответить на мой вопрос (работа в группах, самопроверка)

- О каких проблемах почвы говорится в тексте? Значит, почву нужно беречь и охранять. А как это сделать?

 

 

5.      Итог урока, рефлексия:

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- А теперь, оценив свои ответы, выскажитесь о цели ваших дальнейших действий, выбрав одну из фраз на доске

 

6.      Домашнее задание.

- О том, как можно беречь почву, вы прочитаете дома и приготовите небольшое сообщение о проблемах и способах их решения (с. 162-163 учебника)

 

 

Литература и источники:

1.      http://www.priroda.ru/regions/earth/detail.php?FO_ID=559&ID=6273&SECTION_ID=

2.      https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo

3.      Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.  А.  Плешаков, Е. А. Крючкова,  А. Е. Соловьева. — 2-е  изд. — М. : Просвещение, 2015. — 127 с. — (Школа России).

4.      Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2019. – С. 74 – 75.

5.      Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2019. – С. 160 – 163.

 

Приложение 1.

Просмотри внимательно видео и заполни схему

    

                       

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Агропромышленные и лесные ресурсы Бурятии

Площадь земель Республики Бурятия составляет 35 000 000 га. Наибольшее количество земель покрыто лесами и кустарниками.

В северных районах - Баунтовском, Муйском, Северо-Байкальском и в высокогорном Окинском районе мало земель, благоприятных для развития сельского хозяйства.

 Наиболее распространены почвы подзолистого типа. В лесостепных и степных районах центральной и южной Бурятии в долине Баргузина и в Тункинской котловине - темно-серые лесные, а также разновидности каштановых и черноземных почв. 80% пахотных почв Бурятии характеризуются низким содержанием гумуса.

            Земельные ресурсы подвержены эрозионным процессам. Более 5% пашни расположено на склонах различной крутизны и подвергаются смыву. 

Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство), посевы зерновых и кормовых культур.

Леса на территории республики размещены неравномерно. Северный и западный районы республики покрыты главным образом таежной растительностью, а южная и центральная части - степной и лесостепной. На северных склонах хребтов Забайкалья преимущественно лиственничные, местами кедровые и пихтово-кедровые леса. На южных склонах - сосна и заросли сухолюбивых кустарников.

 

 

1.      В тексте подчеркните зелёной ручкой типы почв Бурятии.

2.      Что такое гумус? Запишите ответ

Гумус – это ____________________________________________

3.      Как гумус связан с плодородием почвы? Запиши.

Чем больше ______________________________________________, тем выше _________________________________________________.

4.      Найди в тексте, что нарушает почву? Выпиши.

_______________________________________________________

 

 

Посмотрите также