Земля имеет форму шара.
Оценка 4.9

Земля имеет форму шара.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
06.03.2018
Земля имеет форму шара.
Цели: 1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт – воображаемая линия. 2. Научить оценивать роль науки в познании мира. Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, рисунок «Вид Земли из космоса», плакат «Форма Земли» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
konsp_okr_2kl_ur7.doc
Окружающий мир (2­й класс) Урок 7.  Тема: Земля имеет форму шара. Цели: 1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт – воображаемая линия.  2. Научить оценивать роль науки в познании мира. Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, рисунок «Вид Земли из космоса», плакат «Форма Земли» из  комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 1  3  4  3 Учитель выставляет у себя на столе геометрические предметы. – Посмотрите на предметы на столе. Отгадайте, что перед вами находится? (Куб,  шар, пирамида, цилиндр.) – О чём идёт речь? (О геометрических фигурах.) – Найдите в классе предметы, которые напоминают следующие формы. (Детям предлагается сначала поработать в группах, а потом высказать своё  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  © ООО «Баласс», 2012 схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. предположение.) 1­я группа– куб; 2­я группа – пирамида; 3­я группа – цилиндр; 4­я группа – шар. – Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов! Наверное, определение  формы предметов для вас – задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней – при условии, что выходить из школы нельзя. (Мы видели школу издалека и представляем её форму, а вот  количество окон не знаем.)  – Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы  предметов. Чем ситуация со школой отличается? (Раньше мы видели предмет  перед собой. Делали вывод о его форме, сравнивая его с данными моделями.  Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри него.) – Какие вопросы у вас возникают? Вопросы детей фиксируются на доске. – А можете ли вы определить форму нашей планеты Земля? (Да, это очень легко.  Наша Земля – это шар.) – Но Земля – очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой?  Сравниваете форму Земли с моделями? (Земля – очень большой предмет. Мы  находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что  Земля – шар. Это давно всем известно.) – А всегда ли люди считали, что Земля – это шар?  © ООО «Баласс», 2012 Предположения детей. – А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть  подтверждение этой версии? Что мы увидим?  Предположения детей. – Мы не можем быстро обойти Землю, собрать информацию… Нам не удастся  своими силами посмотреть на нашу планету со стороны. Нужно привлечь  помощников. – Каких помощников придётся привлечь? Органы чувств, ум и память или книги?  (Чтобы ознакомиться с собранной информацией о Земле, нам нужно обратиться к  книгам.) – Какие предположения могут возникнуть у нас? ( Земля плоская или она  шарообразная.) – Как вы думаете, какая будет тема урока?  Предположение детей. «Как люди доказали, что Земля – шар». План (примерный)  3 1. 2. 3. 4. Как определить форму Земли? Что такое горизонт? Кругосветное путешествие. Наблюдения на местности. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) © ООО «Баласс», 2012 – Какое умение формировали? . Совместное  ΙΙ открытие знаний.   1  4  3  4  3 – У нас существует две точки зрения на форму Земли: Земля имеет форму шара,  Земля плоская.  – Чтобы доказать или опровергнуть эти точки зрения, воспользуемся текстом  учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты  исследования. 1) Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать,  сделать макет, обсудить собранные сведения. 2) Сравнить наблюдения с необходимыми моделями. 3) Сделать вывод. 4) Отойти подальше, посмотреть с самолёта или высокого здания.  – Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать,  сделать макет, обсудить собранные сведения. Как поступим в случае с Землёй?  (Нам понадобятся сведения о наблюдениях людей. Здесь нам помогут книги и  учебник.) – Какие модели нам понадобятся? (Шар, диск.) – Что значит в данном случае – отойти подальше и посмотреть? (Мы думаем, что нам понадобятся наблюдения людей, видевших издалека нашу планету.)  1­е наблюдение. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  © ООО «Баласс», 2012 – Поставьте на шар и диск фигурку и попробуйте определить, какую линию будет  видеть наш наблюдатель на границе «Земли» и «неба»?. Детям даётся время на наблюдение. Можно разбить класс на группы.  Данная версия урока ориентирована на работу в группах. Группы  высказываются и приходят к общему выводу. – Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой форму линию, в  какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.  – Прочитайте в учебнике на с. 26, как называется эта линия и какой модели она  более соответствует.  Дети читают и приходят к выводу: линия горизонта как бы разделяет небо и  Землю. Это воображаемая линия. – Что это значит? ( На Земле мы не найдём такой нарисованной линии. Её  заметили люди и назвали.) – Что значит «до горизонта нельзя добраться»? (Линия постоянно отодвигается  от наблюдателя.) – Какой модели соответствуют наши совместные наблюдения? (Нам кажется,  после сравнения с моделями, что она больше похожа на шар.) 2­е наблюдение. 1­й вариант объяснения: работа с плакатом «Форма Земли» из комплекта  наглядных пособий для 2­го класса. – Откуда горизонт кажется дальше? (Он кажется дальше с высокого маяка.) – Что находится за линией горизонта? Куда попадает Солнце, скрываясь за  горизонт? (Новая линия горизонта, мы уже это знаем. Солнце просто нам не  видно.) отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  © ООО «Баласс», 2012 познавательную и  личностную рефлексию. – Почему маяки располагают как можно выше, на башне? (Чтобы дальше видеть.) – Посмотрите на нижнюю иллюстрацию на с. 28 и проверьте свой ответ. 2­й вариант объяснения: – Теперь возьмите карандаш, поставьте диск и шар на уровне глаз и постепенно  отодвигайте от себя карандаш вперёд, не меняя направления. Что вы заметили?  (На диске карандаш, удаляясь, кажется немного меньше, виден весь. На шаре  карандаш сначала кажется немного меньше, далее у него исчезает из поля зрения  нижняя часть, потом от него остаётся лишь небольшая верхняя часть, далее он  исчезает из вида.) – Посмотрите иллюстрации на с. 27. Что видели наблюдатели в подзорную трубу? ( Корабль приближался так: сначала показывалась верхняя часть, потом  постепенно он становился виден весь целиком.) – Что вы узнали? (Это больше похоже на шар.) 3­е наблюдение. – Поставьте фигурку на диск и шар, заметьте место, откуда началось движение,  передвигайте фигурку строго в одном направлении, что вы заметили? Дети наблюдают и приходят к выводу: – На диске фигурка достигает его границы и дальше не может двигаться. На шаре  фигурка, передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала  движения. – Могли ли люди и раньше заметить это? (Да, это могли заметить  путешественники.) – Прочитайте на с. 29 о путешествии Магеллана и сделайте вывод. (Мы думаем,  что Магеллан двигался не по диску, а по шару, что лишний раз доказывает, что  Земля имеет форму шара.) © ООО «Баласс», 2012 – Правильно ли я вас поняла, что вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что  Земля имеет форму шара? – Скажите, ребята, все ли пункты нашего исследования мы прошли? (Мы не  прошли 4­й пункт – наблюдение за предметом со стороны.) – Как вы думаете, какие путешественники нам бы помогли? На чём они  путешествуют? (Мы считаем, что это космонавты. Они летают на космических  кораблях.) – На с. 31 вы увидите первого космонавта, который совершил кругосветное  путешествие в космосе. Дети делают вывод после обмена впечатлениями об увиденном. (Да,  убедились, что Земля – это шар.) – Но это ещё не все доказательства шарообразности Земли. Догадайтесь, что ещё  помогло людям. Прочитайте последнюю часть текста на с. 26.(Мы узнали, что  людям как­то помогла Луна.) М (Максимум):  – Разобраться в этом вам помогут опыты Миши и Лены на с. 30. Объясните,  откуда тень на Луне? (Эта тень от Земли, и она круглая.) – Подумайте, как несколькими словами обозначить то, что мы узнали сегодня.  Ответы детей. – Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое вызвало у вас затруднение?  Это привело к возникновению нескольких версий по поводу формы Земли. (Да,  конечно, теперь мы абсолютно уверены, что Земля имеет форму шара.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2012 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.  4  2  1 1.  Выполните задание 1, 2 и 3 в Рабочей тетради. 2.  Выполнение задания на карточках. – Выполните задание самостоятельно и проверьте его выполнение в группах. Соедини части: Земля имеет форму:                                    граница между небом и землёй  Линия горизонта это –                                шарообразную Шарообразность Земли                              лунное затмение помогли доказать                                        Полярная звезда                                                                       наблюдения по компасу кругосветные  путешествия                                                                       тени от предметов в полдень                                                                       линия горизонта После выполнения дети сверяют свою работу в группах, убеждаются в  отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими  затруднениями. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? ТОУУ © ООО «Баласс», 2012 VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Детям предлагается доделать задания из Рабочей тетради (по желанию). – Что нового узнали? – Как узнали? что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Деятельность учеников:   показывать линию горизонта и раскрывать, что линия горизонта – воображаемая; учиться приводить аргументы в пользу шарообразной формы Земли. Дополнительные сведения (максимальный уровень) Это интересно (максимум) 1. Известно ли вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой – 319 см. Оба они приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь глобуса вела дверца, посреди него стояли стол и скамейки, за которыми могли разместиться 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звёзд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях, на них может посмотреть любой желающий. Если хочешь подробнее узнать об этих © ООО «Баласс», 2012 глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта +» в томе «География». 2. Ещё древние греки выдвинули идею о шарообразности Земли. Они доказывали это тем, что при затмении Луны тень от Земли всегда имеет форму круга. Они сумели почти точно высчитать длину окружности Земли по экватору. 3. В Средние века люди выдвигали другие версии, т.к. религиозные фанатики сдерживали развитие науки и строго карали инакомыслящих. По подозрению в ереси (а это могли быть рассуждения о шарообразности нашей планеты) любого человека могли заживо сжечь на костре. Только плавания Колумба, экспедиция Васко да Гамы и кругосветное путешествие Магеллана заставили учёных вернуться к версии о шарообразности Земли.    Энциклопедическая справка. 1. Линия горизонта. Основоположник древнегреческого естествознания Фалес Милетский, живший в конце VII века до  нашей эры, ввёл важнейшие географические понятия: горизонт, стороны света, части света. Однако учёный считал, что  наша планета имеет форму плоского круга, который плавает на волнах океана. 2. Идея шарообразности Земли принадлежит древнегреческому учёному Парлемиду из Элеи. Но она не была подкреплена  никакими аргументами. А вот у Аристотеля уже были первые доказательства. Он заметили, что «при затмении Луны  земная тень всегда имеет форму круга и при подъёме в гору кругозор расширяется; при движении к югу или северу  звёздная панорама поднимается или опускается» («Энциклопедия для детей», изд. «Аванта+», том «География», с. 25).  Эратосфен, подхватывая идею шарообразности Земли, сумел, используя элементарные инструменты, почти точно  рассчитать длину экватора нашей планеты. Кстати, его ошибка сыграла решающую роль в осуществлении путешествия  Колумба, который посчитал размеры нашей Земли не такими большими и сумел убедить в этом тех, кто сомневался в  успехе его предприятия. Греки делили планету на пять поясов:  северный холодный пояс;  северный умеренный, где находятся все известные обитатели Земли;  жаркий пояс, где жизнь невозможна из­за кипения океана;  южный умеренный пояс, о котором ничего не известно, но, по­видимому, он населён;  южный холодный пояс – необитаемый. © ООО «Баласс», 2012 В Средние века христианские учёные пытались объяснить устройство мира, не вступая в противоречие со Священным  Писанием. При этом они отказались от идеи шарообразности Земли и вернулись к мнению о том, что Земля плоская.  Лишь арабы сохранили до более поздних времён достижения античной географии. Возвратились к идее шарообразности только после путешествий Колумба, Васко да Гамы и Магеллана. На рубеже XV– XVI веков Леонардо да Винчи высказал много замечательных догадок о строении и развитии Земли. До XVII века Землю  считали точным шаром. В конце XVII века Ньютон доказал, что Земля вследствие центробежной силы её вращения  должна иметь форму стероида, полярный диаметр которого короче экваториального.   © ООО «Баласс», 2012

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.

Земля имеет форму шара.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018