Жан-Батист Люлли - творческий облик композитора

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К 385-летию со дня рождения Люлли Жан-Батист «Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия». Р. Роллан Ж. Б. Люлли —яркий представитель эпохи барокко, один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. Люлли вошел в историю национальной оперы, как создатель нового жанра — лирической трагедии, а также, как выдающийся театральный деятель — именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera. Люлли родился 28 ноября 1632 г. во Флоренци в семье мельника. Благодаря своим природным данным он сам научился играть на гитаре и петь. Музыкальные способности подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез его в Париж, определив на службу к сестре короля Людовика XIV. В Париже Люлли стал заниматься композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке. Молодой итальянец сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», он скоро вошел в знаменитый оркестр «24 скрипки короля», организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки», а еще через 10 лет он стал владельцем патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству своим сыновьям». До конца своих дней Люлли сохранял положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы. Умер Люлли 22 марта 1687 в Париже.
Иконка файла материала 10.doc
К 385-летию со дня рождения Люлли Жан-Батист «Не много было столь же подлинно французских музыкантов,  как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия».      Р. Роллан Ж. Б. Люлли —яркий представитель эпохи барокко, один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. Люлли вошел в историю национальной оперы, как создатель нового жанра — лирической трагедии, а также, как выдающийся театральный деятель — именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera. Люлли родился 28 ноября 1632 г. во Флоренци в семье мельника. Благодаря своим природным данным он сам научился играть на гитаре и петь. Музыкальные способности подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез его в Париж, определив на службу к сестре короля Людовика XIV. В Париже Люлли стал заниматься композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке. Молодой итальянец сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», он скоро вошел в знаменитый оркестр «24 скрипки короля», организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки», а еще через 10 лет он стал владельцем патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству своим сыновьям». До конца своих дней Люлли сохранял положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы. Умер Люлли 22 марта 1687 в Париже. Творчество Люлли развивалось преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировалисьпри дворе «Короля-солнце», любившего пышные балы с балетами, танцами и театральными представлениями, поэтому Люлли в первые десятилетия своей службы при дворе сочинял инструментальную музыку, духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям, участвуя в придворных балетах в качестве постановщика, актера и танцора. Он освоил традиции французского танца, его ритмоинтонационные и сценические особенности. Сотрудничество с французским писателем и драматургом Ж. Б. Мольером помогло композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры, режиссуры и т. п. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера. Долгое время остававшийся противником оперы, считавший, что французский язык непригоден для этого жанра, Люлли в начале 1670-х гг. круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг. он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея»). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тот тип национальной оперы, который на протяжении нескольких десятилетии господствовал во Франции. «Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинства французского искусства», — пишет немецкий исследователь Г. Кречмер. Стиль лирической трагедии Люлли формировался в теснейшей связи с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактной композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, страсти и долга) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж. Расина. Не менее важна связь лирической трагедии с традициями национального балета — большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, празднества, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Возникшая во времена Люлли традиция введения балета оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких столетий.Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII в. получил особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т. н. «французская» увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела). Во второй половине XVIII в. лирическая трагедия Люлли и его последователей сильно критиковалась и обсуждалась. Но вместе с тем творчество Люлли, сыгравшее определенную роль в формировании оперы, привлекало внимание оперных композиторов Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка.