К 385-летию со дня рождения Люлли Жан-Батист
«Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия». Р. Роллан
Ж. Б. Люлли —яркий представитель эпохи барокко, один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. Люлли вошел в историю национальной оперы, как создатель нового жанра — лирической трагедии, а также, как выдающийся театральный деятель — именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera.
Люлли родился 28 ноября 1632 г. во Флоренци в семье мельника. Благодаря своим природным данным он сам научился играть на гитаре и петь. Музыкальные способности подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез его в Париж, определив на службу к сестре короля Людовика XIV. В Париже Люлли стал заниматься композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке. Молодой итальянец сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», он скоро вошел в знаменитый оркестр «24 скрипки короля», организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки», а еще через 10 лет он стал владельцем патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству своим сыновьям». До конца своих дней Люлли сохранял положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы. Умер Люлли 22 марта 1687 в Париже.
К 385-летию со дня рождения
Люлли Жан-Батист
«Не много было столь же подлинно французских музыкантов,
как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность
в течение целого столетия». Р. Роллан
Ж. Б. Люлли —яркий представитель
эпохи барокко, один из крупнейших
оперных композиторов XVII в.,
основоположник французского
музыкального театра. Люлли вошел
в историю национальной оперы, как
создатель нового жанра —
лирической трагедии, а также, как
выдающийся театральный деятель
— именно под его началом
Королевская академия музыки
стала первым и главным оперным
театром Франции, который позднее обрел всемирную
известность под названием Grand Opera.
Люлли родился 28 ноября 1632 г. во Флоренци в семье
мельника. Благодаря своим природным данным он сам
научился играть на гитаре и петь. Музыкальные способности
подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который
увез его в Париж, определив на службу к сестре короля
Людовика XIV. В Париже Люлли стал заниматься
композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и
скрипке. Молодой итальянец сделал при его дворе
блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором
современники говорили — «играть на скрипке как Батист»,
он скоро вошел в знаменитый оркестр «24 скрипки короля»,
организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок
короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного
композитора инструментальной музыки», а еще через 10 лет
он стал владельцем патента на право основания в Париже
Королевской академии музыки «с пожизненным
пользованием этим правом и передачей его по наследству
своим сыновьям». До конца своих дней Люлли сохранял
положение абсолютного властителя музыкальной жизни
французской столицы. Умер Люлли 22 марта 1687 в Париже.
Творчество Люлли развивалось преимущественно в тех
жанрах и формах, которые сложились и культивировалисьпри дворе «Короля-солнце», любившего пышные балы с
балетами, танцами и театральными представлениями,
поэтому Люлли в первые десятилетия своей службы при
дворе сочинял инструментальную музыку, духовные
сочинения, музыку к балетным спектаклям, участвуя в
придворных балетах в качестве постановщика, актера и
танцора. Он освоил традиции французского танца, его
ритмоинтонационные и сценические особенности.
Сотрудничество с французским писателем и драматургом Ж.
Б. Мольером помогло композитору войти в мир французского
театра, почувствовать национальное своеобразие
сценической речи, актерской игры, режиссуры и т. п. Люлли
пишет музыку к пьесам Мольера.
Долгое время остававшийся противником оперы,
считавший, что французский язык непригоден для этого
жанра, Люлли в начале 1670-х гг. круто изменил свои
взгляды. В период 1672-86 гг. он поставил в Королевской
академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых
«Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Армида»,
«Ацис и Галатея»). Именно эти произведения заложили
основы французского музыкального театра, определили тот
тип национальной оперы, который на протяжении нескольких
десятилетии господствовал во Франции. «Люлли создал
национальную французскую оперу, в которой как текст, так и
музыка сочетаются с национальными средствами выражения
и вкусами и которая отражает как недостатки, так и
достоинства французского искусства», — пишет немецкий
исследователь Г. Кречмер.
Стиль лирической трагедии Люлли формировался в
теснейшей связи с традициями французского театра эпохи
классицизма. Тип большой пятиактной композиции с
прологом, манера декламации и сценической игры,
сюжетные источники (древнегреческая мифология, история
Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт
чувства и разума, страсти и долга) сближают оперы Люлли с
трагедиями П. Корнеля и Ж. Расина. Не менее важна связь
лирической трагедии с традициями национального балета —
большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не
связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии,
празднества, волшебные картины, пасторальные сцены
усиливали декоративно-зрелищные качества оперного
спектакля. Возникшая во времена Люлли традиция введения
балета оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во
французской опере на протяжении нескольких столетий.Большое распространение в оперной и инструментальной
музыке XVIII в. получил особый тип увертюры, сложившийся
в лирической трагедии Люлли (т. н. «французская» увертюра,
состоящая из медленного, торжественного вступления и
энергичного, подвижного основного раздела).
Во второй половине XVIII в. лирическая трагедия Люлли и
его последователей сильно критиковалась и обсуждалась. Но
вместе с тем творчество Люлли, сыгравшее определенную
роль в формировании оперы, привлекало внимание оперных
композиторов Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка.