Нет русского человека, который не знал бы имени А.С. Пушкина.
Нет человека, который не слышал бы сказок, созданных великим писателем, или не читал бы его волшебные стихи, не переживал бы за судьбу полюбившихся героев повестей и романов.
Кажется, нет темы, которую не затронул бы великий национальный поэт в своём творчестве. Особое внимание А.С.Пушкин уделил русской женщине. Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Маша («Капитанская дочка»), Татьяна («Евгений Онегин»).
Какая она, русская женщина первой половины 19 века? Какие черты характера русской женщины вызывают у писателя восхищение и уважение? Сохранилась ли пушкинская «русскость» в современной женщине?
Цель: Изображение русской женщины в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Задачи:1. Выявить основные отличительные черты характера героинь романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»2. Определить черты сходства и различия в изображении героинь романа.3.Выяснить, какую роль отводит А.С. Пушкин каждой своей героине в романе «Евгений Онегин»
А.С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до 1830 год.
Пушкин создал первый реалистический роман в русской литературе, в котором изображены столица и провинция, деревня и город, помещики и крестьяне, русская природа.
«Евгений Онегин» представляет не только историческую ценность - он интересен драматической судьбой героев, их отношениями между собой и отношением к ним самого автора.
В романе А.С. Пушкин показал Россию, русскую жизнь первой половины 19 века, изобразил героя своего времени, не нашедшего своим незаурядным способностям применения.
Прасковья Федоровна Ларина, прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика.
«Она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо больше». Сначала она была недовольна своей жизнью,(«рвалась и плакала сначала»), но потом занялась хозяйством ,привыкла и стала вести жизнь типичной русской барыни. «Привыкла и довольна стала». За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. А.С.Пушкин не пишет ни слова о любви Прасковьи Федоровны к мужу. Это не так важно, как умение вести дом, быть верной женой и любящей матерью. Пушкин пишет, что жизнь её катилась покойно.
А.С. Пушкин, создавая образ Прасковьи Лариной, наделяет её чертами характера истинно русскими. Это хлебосольством и гостеприимством, радушием и хозяйственностью, сердечностью и верностью.
Путь Прасковьи Федоровны – это путь русской женщины. Её предназначение – быть верной спутницей мужу, хозяйкой, матерью.
«Хранительница милой старины»( Прасковья Федоровна Ларина)
Ольга, младшая сестра главной героини романа. Её портрет - типичной героини сентиментальных романов, столь популярных в то время. Автор подчеркивает в описании её внешности обычность, заурядность и скучность.
Образ младшей из сестер Лариных является также ключом к раскрытию образа Ленского. Автор показывает нам, что Ольга ветреная и простая девушка. Она не может оценить силу его любви, его поэзию. После смерти возлюбленного она не долго горевала.
Ольгу ждет такой же путь, что прошла её мать. Она также выйдет замуж, возможно, не по любви (глубокие чувства ей будут неведомы); она также будет верной женой, хорошей хозяйкой, доброй матерью, познает секрет, как управлять мужем.Её образ- воплощение русской дворянки, призванной продолжать род, осуществлять смену поколений.
«Глаза, как небо, голубые, Улыбка, волосы льняные..»
А.С.Пушкин вводит еще один образ русской женщины – это образ няни, похожий на образ матери Татьяны и Ольги Лариных. Эту героиню также постигла судьба простой русской женщины. Её тоже рано выдали замуж, заставили вести хозяйство. «- И полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь».
Создавая этот образ А.С. Пушкин, наделяет её чертами русского характера. Путь няни типичен, это путь простой русской женщины – крестьянки. С помощью этого образа поэт сближает женщин разных сословий, разного происхождения. Крестьянка ли, дворянка ли – она женщина, и путь её жизненный одинаков в том, что любовь им незнакома, сильные чувства любви они не успевают познать, поскольку их рано выдавали замуж. Куда сильнее любви считалось чувство долга, верности, покорности.
Образ няни также помогает глубже образ Татьяны.
«В эти лета мы не слыхали про любовь».
Татьяна Ларина- любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы.
А.С. Пушкин лишает свою героиню привлекательной внешности, но наделяет ее богатым духовным миром.
Она любит природу, уединенье, любит слушать нянины рассказы .
О жизни, о людях она судит по прочитанным романам.
Татьяна- женщина с сильной душой. Главное её свойство – высокое благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет верх над самыми сильными её чувствами.
.
«Итак, она звалась Татьяной».
Татьяна | Ольга | Прасковья Федоровна | Няня |
Идеал русской женщины, созданный автором. | Типичность жизненного пути русской девушки- дворянки. | Традиционность жизненного пути | Типичность судьбы простой русской женщины – крестьянки. |
Помогает раскрыть образ главного героя романа – Е.Онегина. | Помогает раскрыть образ Татьяны, В.Ленского, Е.Онегина. | Помогает раскрыть образ Татьяны, Ольги. | Помогает раскрыть образ Татьяны. |
Роль женских образов в романе
Прасковья Федоровна Ларина
Показать типичную судьбу русской женщины – крепостницы
Сохранение русских национальных традиций.
Няня Помогает раскрыть образ Татьяны.
Показать трудную жизнь простой русской крестьянки.
Ольга
Помогает раскрыть образ Татьяны, Онегина, Ленского
Показать типичную судьбу русской девушки – дворянки.
Татьяна
Помогает раскрыть образ главного героя романа Евгения Онегина.
Показан идеальный образ русской женщины.
Связанные духовным родством и кровным, все образы женщин создают один собирательный образ русской женщины, родной, понятный русскому читателю. Ни один из образов нельзя убрать из романа. Каждый играет важную роль в понимании главной идеи произведения: показать правдивую картину русской жизни первой половины 19 века .Без женских образов это невозможно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.