Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Оценка 4.9

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
08.05.2018
Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Цели урока: - продолжить знакомство с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон»; проследить судьбы шолоховских героинь, указать приёмы создания образов (важнейший из них: связь с образом Григория), определить место женских образов в сюжетно-компазиционной структуре романа, их связь с проблематикой романа. - развивать навыки устного выступления и публичного спора, аргументировать текстом выдвинутые тезисы, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны), выявляя в них индивидуальное и общее; - определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров; - способствовать развитию гуманного отношения к человеку и способность видеть за внешним глубину; - воспитывать интерес к родному краю, его истории.
Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».doc
Урок литературы 11 класса Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» Цели урока: ­ продолжить знакомство с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон»; проследить судьбы  шолоховских героинь, указать приёмы создания образов (важнейший из них: связь с образом Григория), определить место женских образов в сюжетно­компазиционной структуре  романа, их связь с проблематикой романа. ­ развивать навыки устного выступления и публичного спора, аргументировать текстом  выдвинутые тезисы, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика  образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны), выявляя в них индивидуальное и общее; ­ определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров; ­ способствовать развитию гуманного отношения к человеку и способность видеть за  внешним глубину;  ­ воспитывать интерес к родному краю, его истории. Проблемные вопросы: ­ Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая  Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична  так трагически заканчивают жизненный путь? ­ Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых  героинь? Каковы их переживания, поступки? ­ Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?       Способ организации урока: Семинар – в рабочих группах.       Средства обучения: 1­ наглядные пособия: иллюстрации к роману; 2­ ТСО.       Виды речевой деятельности: 1)выразительное чтение;                                                            2)доклады с оппонированием;                                                             3)беседа.                                                       Ход урока: 1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. ­ Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые истинные ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Сегодня мы с вами будем работать с очень интересной темой. ( Показ 1­го слайда)  Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно­ художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме. (Чтение эпиграфа) Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской  земле,              которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах.  Давайте          подумаем о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и ответим  на            вопросы:          (Показ слайда с проблемными вопросами) ­ Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и  трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически  заканчивают жизненный путь? ­ Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых  героинь? Каковы их переживания, поступки? ­ Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?                           (Показ слайда с задачами для учащихся) Образовательные задачи: ­ выяснить отношение Шолохова к любви и попытаться определить, почему любовь  испытание для героев; ­ проследить типологические черты женщины­казачки в романе; Развивающие задачи: ­ развивать умение анализировать обстоятельства, в которых действует герой,  использовать авторские описания (портрет, пейзаж, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения; Воспитательные задачи: ­ уметь общаться между собой; ­ осознать ценность совместной деятельности; ­ воспитывать интерес к родному краю, его истории, традициям, литературе Донского  края.                                           Работа по группам: ­ Одной из первых, кого мы встречаем на страницах романа, ­ жена Пантелея  Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. ( Стоп­кадр из фильма С. Герасимова  «Тихий Дон»)          ­ Найдите описание портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера  Ильиничны.           ­ Какие черты характера Ильиничны приближают её к образу богоматери? Как они                   раскрываются Шолоховым?          ­ Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?          ­ Кто в романе является «преемником» Ильиничны? Это женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Её  жизнь протекает размеренно, чётко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она  любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. М. А. Шолохов не даёт  подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить её  облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя молодую,  рослую, красивую…» А в конце жизни – это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с  «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на  водянисто­пухлом лице», сохранившем «усталость и боль» (кн. 1, ч. 1­2.) Ильинична – скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом,  мужественным и твёрдым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела  обуздать Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твёрдо руководит им.    Ильинична проходит перед нами – читателями как героиня, до конца верная  слепому материнскому призванию. О детях больше всего думала, тревожилась эта  наивная безграмотная казачка. В битвах гражданской войны расстрелян старший сын Пётр.  Муж умирает на какой­то версте, и неведомы Ильиничне ни его последняя просьба, ни  его последний наказ. Всё это тяжёлым отпечатком ложится на её сердце.  И может быть, самое для неё горькое – то, что Дуняшка выходит замуж за  Михаила Кошевого, того самого, который расстрелял её старшего сына…                                     (Показ слайда «Ильинична». Выразительное чтение отрывка.  Эмоциональное восприятие.) Анализ эпизода «В ожидании сына» (Уч­ся дома читается весь отрывок «… А  Ильинична с каждым днём всё резче ощущала подступившее к ней  одиночество…»(чтение текста кн. 4, часть 8, гл. 3) ­ Каким настроением проникнут данный отрывок? ­ Какие чувства он вызывает у вас? ­ Как автор рисует «великую материнскую тоску» по сыну, «младшенькому», как  называет его Ильинична? ­ Почему он для неё самый дорогой, «родненький»?     Самую горячую любовь пытала Ильинична к своему младшему сыну, Грише. Его до  последней минуты ждала она с войны. Перед смертью, собрав последние силы,  вышла она на улицу из хаты:  (Показ видеофрагмента из фильма «Тихий Дон»)                    Не деля мир на красных и белых, эта пожилая казачка оказывается  способной на любовь и              страдание к самым разным людям, даже к тем, кто причинил ей боль, как Аксинья  и Кошевой.    Большое сердце Ильиничны отозвалось состраданием к Кошевому, когда его тряс  озноб лихорадки. Это тогда она забеспокоилась, заспешила, чтобы послать с  Мишаткой одеяло.   С каждым днём убеждалась она, что жизнь как она её понимает, прожита.  Новую она опоздала разгадывать. Но по определённым признакам она уловила, что  это всё­таки жизнь, и мужественно уступила ей дорогу. ­ Нашу работу мы с вами мы продолжим над образом главной героини Натальи  Коршуновой. (показ видеофрагмента из «Тихого Дона» ­ смотрины.)  ­ Наталья немалое место заняла на страницах «Тихого Дона» и, конечно, своими душевными ценностями обогатила миллионы читателей. Душевные  богатства были заложены в её сердце ещё от рождения, а развивала она их в широком  общении с окружающими её хуторянами. Слово группе, которая готовилась раскрыть  образ Натальи Коршуновой. ­Портретная характеристика Натальи. ­ Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. ­ Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково её понимание счастья, её роль  в доме, в семье. ­ Трагичность судьбы Натальи, её смерть.   ­ Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче её внутреннего  состояния.  ­ Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы её поступки?  В чём заключается её двойной грех?  ­ Для отца Наталья была Наташкой, с которой он спрашивал за работу, за то, как  она справилась с его наказом. О чём думала Наталья, что её радовало, и что  горьким грузом ложилось ей на сердце, об этом отец её не спрашивал. Он знал одно:  наступит для дочери время сделать выбор – и тогда он скажет своё слово. ­ Нежные отношения Натальи к деду Гришаке и деда к ней объяснимы всё той же  связью с простыми людьми. Уважение к нему хуторян, в душе Натальи,  перерастало в затаённую любовь. Старик отвечал ей сердечной привязанностью.  Дед знает, что внучка скоро выйдет замуж. Он без неё останется почти  беспомощным, но не об этом он беспокоился «Абы Наташке (жених) по душам  был…» вот что для него важнее всего. ­ А что ждало Наталью впереди? Недолгое замужество. Гришка бросает её, и уходит с Аксиньей. За мучительным  унижением, последовало «затаптывание» её в грязь. Драматический рывок Натальи пресечь дни унизительного существования был беспощадно суровым – рассчитаться  с жизнью. Она осталась живой, но искалеченной. Вещий инстинкт подсказывает ей,  что в доме свёкра ещё дождётся мужа и восстановит разрушенную семью,  обретёт детей.   Наталья побеждает Аксинью талантом верности, терпения. Григорий, отомстив  Аксинье за измену, вернулся домой. Казалось, что их семейная жизнь на радость  всему мелеховскому дому крепла.  ­ Что служило доказательством? Есть дети, Мишатка и Полюшка. ­ И снова горькая беда отравляет любящее сердце Натальи, жены и матери детей: Гришка опять изменяет ей с Аксиньей!   Наталья достаточно терпела, достаточно наказывала себя за свою преданность.  Дальше терпеть равносильно надругательству над тем, что составляло её женскую и человеческую суть. Большое чувство не может терпеть столько.  (Выразительное чтение книга 4, часть7, глава16)Анализ эпизода. Какие изобразительно­выразительные средства использует автор? 1) Психологический параллелизм (туча затмевает небо, так и измена Гришки  затмила душу Натальи)        2) Олицетворение (ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, ветер ударил в  лицо Ильиничны)        3) Метафора (ропщущие травы)        4) Эпитеты (неласковая земля, мокрое лицо, обезумевшие глаза)        5) Диалектизмы ( завеска, окромя, курень) ­Давайте посмотрим, как режиссер Герасимов показал этот момент в фильме.  (Видеофрагмент из фильма.) ­ Наталья ушла из жизни. Она не захотела свою любовь к Григорию делить с  Аксиньей. Печаль за детей в поручении Мишатке:  после похорон, неловко обняв отца, поцеловав его, передал последнюю просьбу и волю матери:     «Маманька, когда лежала в горнице… Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел  вас».          Вывод: Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась  создать свой Дом, была трудолюбива и вынослива. М. А. Шолохов не раз обращает  внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с  Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудиться, создавая условия для жизни нескольких  семей в одном доме. От неё не слышно ропота, жалоб, упрёков. Она тиха и покорна.  Величие этой героини не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать,  но и в том, она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми. ­ Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь.  Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. (стоп­кадр из  фильма) ­ Портретная характеристика Аксиньи. ­ Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана) ­ Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей  жизни. ­ Какие черты характера раскрываются в Аксинье? ­ Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей  жизни. ­ Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?    Аксинья – это национальный тип гордой, непокорной, страстно до самозабвения  любящей русской женщины.   С начала романа мы видим, что разумом «не желая этого, сопротивляется всеми  силами», но охватившее чувство любви оказалось выше её сил, её тянуло черному  ласковому парню». (краткий пересказ жизни в родной семье и семье Астаховых) ­ Любовь к Григорию выпрямила её, и эта впервые испытанная полнота чувств  противостояла той жестокости, которая однажды изломала её жизнь. Аксинья испытала и горечь унижения, и насмешки, и побои мужа, но в своей борьбе  за право на любовь осталась смелой и последовательной. (Ч.1 гл. 4) Аксинья по­своему ищет путь к лучшей жизни, связав все свои надежды на счастье с Григорием. Всю жизнь они несли в сердце неугасимый огонь чувства. Это была  трудная любовь: запретная, потому что Аксинья чужая жена, беззаветная и  преданная, горькая и с изменами, так как по требованию отца Григорий женился на  нелюбимой Наталье, а Аксинья, переживая смерть дочери, изменила с Лестницким.  На этом их пути и разошлись. Много лет спустя, они оказались в той же «ситуации» у Дона, где начиналась их  любовь в молодости. (книга 3, часть6, гл. 50)(Показ видеофрагмента из «Тихого  Дона».) Родившееся чувство остаётся в большой силе. После смерти Ильиничны, Аксинья увела к себе притихших детишек родного ей  человека. Проявила к ним материнскую нежность.  Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв  любимого ехать с ним она отвечает согласием.  Он взял Аксинью – своё единственное счастье. Эту дорогу он сделал для неё  последней в жизни. Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых  исследований: ­ Что объединяет таких разных шолоховских женщин?  (Стремление создать свой Дом; это образы женщин­казачек со свойственными им  чертами характера, такими как любовь к жизни, сознание собственного  достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде. ) ­ Какова роль семейного очага и детей? ­ Какова, по­вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по­другому  сложиться судьба каждой из них? ­ Какими приёмами Шолохов раскрывает силу правды и глубину внутреннего мира  своих героинь? ­ Кто из Шолоховских героинь вам больше понравился и почему? Выставление оценок. Домашнее задание.  ­ Подготовить анализ пейзажа, его своеобразие и роль. 1. Описание потаённой жизни степи, ожидающей прихода весны. (3 книга, 6 часть, гл. 19) 2. Изображение Дона. (3 книга, 6 часть, гл. 24) 3. Описание природы перед разговором Натальи и Григория. (3 книга, 6 часть, гл. 46)

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018