Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело") Вид: урок внеклассного чтения Цели и задачи: • обучать умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; показать, как ложное понимание чувства солидарности приводит к жестокости; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков; • развивать умение тонко чувствовать слово, улавливать его значение через понимание текста, способствовать воспитанию навыков вдумчивого чтения; развивать творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие; • приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.
Иконка файла материала по повести В.Железникова.doc
Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело") Вид: урок внеклассного чтения Цели и задачи:    обучать умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в  произведении; показать, как ложное понимание чувства солидарности приводит к жестокости; привлечь  внимание к ситуации переоценки совершенных поступков; развивать умение тонко чувствовать слово, улавливать его значение через понимание текста,  способствовать воспитанию навыков вдумчивого чтения; развивать творческое воображение, чувство  музыки, цветовое восприятие; приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их  оценивать честно и объективно. Эпиграф: Что есть красота?..  Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?” Не позволяй мне, сердце, стать глухой, К чужой беде, нахлынувшему горю,.. Не позволяй завидовать другим – Чужой удаче, непомерной славе… Не позволяй спокойной пребывать, Пока в душе горит еще огарок… В. Потапова Опережающее домашнее задание:   выписать из текста слова, словосочетания, предложения, на которые стоит обратить внимание, которые  понравились; выписать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. Индивидуальное задание: выразительное чтение монолога Ленки Бессольцевой. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя (Звучит на фоне тихой медленной музыки) – Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада видеть вас, надеюсь, что минуты общения  принесут определенную пользу как детям, так и взрослым. – Вам, наверное, доводилось слышать фразу: “Детство – самая счастливая пора”. – Можете ли вы согласиться с этим утверждением? – Как вы думаете, можно ли слово “счастливая” в данном предложении заменить словами “безоблачная”,  “беспроблемная”?  (Обсуждение) – Все же некоторые из взрослых думают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны:  ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в  серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям. Тема переосмысления поступков интересовала писателей разных поколений, в том числе и современных,  например, В.Железникова. Вы познакомились с его произведением “Чучело”, в котором воспроизведена похожая, однотипная ситуация:  много детей, целая группа, обижают, унижают, бьют одного. Читая текст, я надеюсь, вы обратили внимание на  поведение всех участников конфликта. Сегодня мы попробуем объяснить те или иные их поступки, понять, кто из персонажей задумывается опоследствиях своих действий, кто выступает в роли мстителя, но, конечно же, попытаемся выразить свое  отношение к происходившему на страницах книги, к сделанному героями повести. 2. Индуктор – Подберите ассоциации с слову ЧУЧЕЛО до чтения и после чтения произведения. Какие вопросы возникли у  вас?  (Все записывают в тетради). Ассоциации, возникшие до чтения: неизвестность, непонятность, смех, юмор, чучело огородное, весело, задорно и другие. Ассоциации, возникшие после чтения: грусть, ненависть к мстителям, жалость, облегчение, когда прочитал: все  хорошо кончилось, радость, блаженство, умиротворение и так далее. Проверка домашнего задания: прозвучали вопросы: Почему Ленка так долго выгораживала Димку? Почему  бездействовали остальные учащиеся, ведь их было более сорока? Что будет дальше с героями повести?  Изменится ли Димка? Может ли так поступить мой одноклассник? Учитель (вывод): Появились вопросы, значит, чтение не прошло бесследно. Я думаю, что в ходе урока мы  попытаемся ответить на них. Но вначале обратимся к тексту. (Читается учителем I глава повести) 3. Работа с текстом – Прежде чем ответить на поставленные писателем вопросы: “Подумать только, что же они с нею сделали! И за  что?”, постараемся понять, с помощью каких языковых средств автор заставляет нас так волноваться за  героиню уже с первых строк повести? – Попробуйте представить траекторию движения Ленки по городу в виде ломаной линии. Какие слова помогают  нам представить это? (Антонимы верх – вниз).  – Как вы думаете, зачем писатель повторяет их дважды: в начале и в конце главы? (Линия напоминает  кардиограмму, которая показывает, как бьется сердце. У Ленки оно прыгало в груди. Автор хотел показать, как  девочке больно, в ее душе произошел надлом. И это в 12 лет.) – В этой главе есть еще наречие, которое автор сознательно повторяет. Найдите его. (Прочь) – Попробуйте определить лексическое значение слова ПРОЧЬ. (В словаре С.Ожегова: “В сторону, дальше от  какого – нибудь места, долой). – Давайте попробуем заменить его другим, подходящим по смыслу, например, ПОДАЛЬШЕ. – Какое из них точнее выражает состояние Ленки? (Прочь) – Наверное, вы заметили, что в этом отрывке есть и другие наречия, относящиеся именно к глаголам. Не 1 и 2, а  18 – в таком небольшом тексте. Для чего автор использовал столько наречий? Что они помогают понять и  почувствовать читателю? (Наречия понадобились автору не только для того чтобы показать стремительный бег  девочки по городу, но и помочь читателю понять внутреннее состояние героини: она переживает момент  наивысшего душевного напряжения (бегущей девочке плохо, больно. Хочется узнать, кто ее так обидел?) – Ну что же она такое страшное сделала, что ребята оттолкнули ее от себя; презрели и гоняли, как зайца? ­  зададимся и мы таким вопросом вместе с Николаем Николаевичем.  – Что пережила Ленка до того события, когда было сожжено чучело? (Первую любовь, конфликт с  одноклассниками, давшими ей прозвище “Чучело”, несправедливое обвинение, бойкот). – Давайте посмотрим фрагмент из фильма. Самого волнующего эпизода в повести. 4. Просмотр  фрагмента из фильма Р.Быкова «Чучело» (Глава  11 со слов Шмаковой: “Давайте устроим им очную ставку” до слов Железной Кнопки: “Молодец, Сомов”.) 5. Монолог ленки Бессольцевой (читается подготовленной ученицей) (Глава 11 со слов: “Они подтащили меня вплотную к огню” до конца главы.) Учитель: Еще чуть­чуть и случилась бы беда, свершилось бы преступление… 6. Работа с текстом – Ребята, как вы думаете, почему Ленка не ответила оскорблением на нанесенное ей оскорбление? (Ребята  отвечают). – Чтобы более точно ответить на этот вопрос, давайте вновь обратимся к тексту. Предлагаются три отрывка изповести с пропущенными словами (наречиями). Попробуйте вместо точек подобрать такое наречие, которое не  нарушит ни логику, ни стиль писателя. Докажите свою мысль. (Учитель хвалит тех, кто нашел интересные наречия и оказался ближе всех к оригиналу). 7. Беседа с классом – Обратите внимание на последнюю фразу в карточке: Он стал вдруг легким, праздничным и красивым.  – Кто? Николай Николаевич Бессольцев?  – Этот з а п л а т о ч н и к, как его все называли? Или автор? Или ребята, сидящие в классе? – Давайте обратимся к тексту повести, чтобы правильно ответить на вопросы. Прочитайте отрывок, где  говорится, какой поступок Николая Николаевича сделал его красивым.  (гл.14 со слов “– Я только что узнала, – сказала Маргарита Ивановна” до слов “Они с восторгом и большим  удивлением смотрели на Ленку как на человека, имеющего отношение к чему – то непонятному, но чудесному). – Когда Николай Николаевич вошел, он понял, что все уже знают о его решении, а на вопрос Ленки он  ответил громко и свободно и стал красивым. Так кто видел его красивым? (Прежде всего, Ленка, потому что  она знала, как дороги ему эти картины. Он сам чувствовал себя свободным и красивым от правильности своего  поступка. Маргарита Ивановна: “Вы такой человек!..” Да и ребятам в классе Н.Н., наверное, показался красивым,  только многие еще не понимали этого.) – Да, не понимали… многого не понимали, травили его внучку, издевались над ним, стариком… А он дарит им  последнюю картину, которая была ему очень дорога. Кому? Этим “деткам из клетки”? Зачем? Попробуйте найти  ответ в тексте. (Гл. 14 “Н.Н. улыбнулся… Но ведь есть такие, у которых бьется, бьется и пробивается пытливая  мысль, и это будет всегда!..) – Только ли таким пытливым ребятам оставлял Н.Н. свою картину? А злым и равнодушным? (Да, и им тоже,  потому что на картине была изображена девушка, очень похожая на Лену Бессольцеву. Это картина злым  ребятам будет напоминать о жестокости и заставлять их раскаиваться.) – А вы, читатели, увидели Н.Н. красивым? К кому из героев можно отнести слова  эпиграфа? – Поступок, который сделал красивым Н.Н., мы назвали. А когда Ленка стала к р а с и в ой? В какой  момент? (Гл.11 “Вот в это время в класс и вбежала Ленка…. А теперь оно было вдохновенно – решительным) – При описании кого автор еще раз употребляет это слово? (При описании дедушки, когда Н.Н. все – таки  удалось приобрести картину и он спешил домой: “Лицо его вдохновенно светилось и молодело”) – Попробуйте объяснить значение этого слова, выяснив, как оно образовано? (Вдохновенно <—— вдохновенный, <—— вдохновение – высокое чувство большого эмоционального подъема,  свойственное людям творческим, духовно богатым). – Почему же автор ни разу не употребил для характеристики Димки или Шмаковой, Вальки или Мироновой этого слова? (Подбирая такие слова, автор помогает нам понять, что жестокие и злые люди просто не способны  испытать такие чувства) – Ну что­то же они испытали. Что же? (Угрызения совести. Гл.14 (по мере чтения эти строчки появляются на  доске) Рыжий: “Я все буду делать по – своему, как считаю нужным”; Лохматый: “Хорошо бы себе морду набить”;  Железная Кнопка: “Голос у Мироновой сорвался, и она заплакала…”; Маргарита Ивановна: “Что заслужила, то и  получила”. “Все до единого бросились к окнам… на котором уезжала Ленка Б. – чучело огородное, ­ которая так  перевернула их жизнь”.) – Что испытывали, чувствовали вы, когда читали повесть, знакомились с ее героями и их поступками? 8. Заключительный этап – Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки? – Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите: «Прости меня,  …» – Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот  человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же. (Работают на фоне музыки) Вывод: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения  достоинства другой личности. Не позволяй мне, сердце, стать глухой, К чужой беде, нахлынувшему горю,.. Не позволяй завидовать другим – Чужой удаче, непомерной славе…Не позволяй спокойной пребывать, Пока в душе горит еще огарок… В. Потапова 9. Оценивание учащихся Список использованных ресурсов: 1. Железников В. К. Чучело: Повесть // В. К. Железников. – М.: Современник, 1988.– 108 с.: ил. – ( Отрочество.  Серия книг для подростков). 2. Железников В. К. Чучело: Повесть / В. К. Железников // Школьная роман – газета. ­ 1996. – №4. – С.: 3­95. 3. Железников, В. Чучело//Отрочество: Вып. 1. – М.: Дет. лит., 1981. – С. 231­398. 4. Орбакайте К. Милосердствуйте / К. Орбакайте // Школьная роман – газета. ­ 1996. ­ №4. – С.: 2. 5. Жагрова, В.В. Уроки достоинства и человечности по повести В.Железникова «Чучело». Урок­дискуссия в 6  классе. http://tempwww.edurm.ru/modules.php?name=econtent&book=337    6. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова  "Чучело". http://school13­nov.narod.ru/kohetkova.htm  7. Кустова, Ирина. Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова «Чучело» в 7 кл. // Литература. – 2005.  – № 1. – С. 7–8. – (Я иду на урок).  8. Сила. Как стать сильным. http://www.xapaktep.net/program/virtues/knightly/strength/desc.php  9. Смирнова, Ирина Георгиевна. На чём держится мир?: Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова  "Чучело". 6­й класс. http://festival.1september.ru/articles/520358/ 10. Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова «Чучело». http://lit­book.narod.ru/nrav.htm  11. Чмирь, Ольга Богдановна. Жестокие игры: Урок на тему «Проблема милосердия в повести В. Железникова  «Чучело». http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php­numb_artic=314508.htm

Посмотрите также