"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова
Пусть слово живое твой разум
и душу разбудит, введёт тебя
в мир красоты.
З.И. Романовская
Введение
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью, имеет свой определённый глубокий смысл, характер, корни, имеет друзей, родственников. Слово-живое. Изучение тайны слова - творческое исследование слова - способствует приобщению детей к Миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.
Творческое исследование состоит из нескольких этапов.
"Живое слово". Творческое исследование тайны
художественного слова
Пусть слово живое твой разум
и душу разбудит, введёт тебя
в мир красоты.
З.И. Романовская
Введение
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью, имеет свой определённый
глубокий смысл, характер, корни, имеет друзей, родственников. Словоживое. Изучение тайны слова
творческое исследование слова способствует приобщению детей к Миру слов, привитию бережного отношения
к языку, развитию связной речи учащихся.
Творческое исследование состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка и обсуждение проблемы.
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто:
Прелесть слова в летописи роста.
(Юлиан Тувим)
Только в приобщении детей к Миру Слов возможно свободное и правильное употребление слов в речи учащихся.
2 этап. Информационный.
Знакомство с понятием системы языка, с основными разделами языкознания, в частности, с разделами
лексикологии: многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимия, синонимы,
антонимы, фразеологизмы.
Составление алгоритма творческого исследования слова.
3 этап. Творческое исследование.
Работа с какимлибо словом исследование функционирования слова в разных разделах языкознания. Учащиеся
характеризуют слово с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания.
4 этап. Презентация.
Выступления учащихся со своими работами. Анализ результатов работ учащихся.
Определение целей дальнейшей работы.
Постановка проблемы.
Низкий уровень языковой культуры детей. Несоблюдение норм литературного языка.
Причины.
Не изучается природа и значение слова.
Нет интереса к изучению истории языка.
Нет привития любви к родной речи.
Цели:
Повышение уровня языковой культуры школьника.
Искоренение из речи ненормативной лексики.Задачи:
Исследовать слово в разных разделах языкознания.
Вызвать интерес к изучению истории языка, к истории своей Родины.
Воспитывать любовь к родной речи.
План реализации:
1. Проведение уроков по лексикологии (изучение разделов языкознания).
2. Чтение рассказов, стихов. Анализ содержания прочитанного.
Ресурсы:
Толковый словарь
Этимологический словарь
Словарь фразеологизмов
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Произведения русского устного народного творчества
Стихи
Рассказы
Продукт: Осознанное использование слова в потоке связной речи учащегося, в речевом творчестве;
соблюдение норм литературного языка.
Литература.
1.В. Синицын. Путь к слову. М., 1996г.
2.Г.Александрова. Занимательный русский язык. "Тригон" СанктПетербург, 1998г.
3.И. Голуб. Путешествия в страну слов. " Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997г
4.Этимологический словарь русского языка. С Петербург, 2004 г.
5.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и др., М, 2001г.
6.Фразеологический словарь русского языка. М., 2004г.
7.Жл "Педагогическое творчество" №1 2005 г.
8.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М., Издательство "Первое сентября", 2000г.
9.Родная речь. Голованова М.В. 2 кл., М. "Просвещение",2005г.
10.Русская азбука. М. "Просвещение", 2005г.
11. Романовская З.И. Живое слово. Учеб. для 3 кл. М. : Просвещение, 1997г.
12. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс. Ростов н/Д: "Феникс", 2003г.
13. Волина В. В. Праздник Букваря. М.: АСТПРЕСС,1995г.
14.Л. П. Успенская, Л.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить.М., "Просвещение"АО "Учебная литература",
1995г.
15. Литературное чтение Учебник для 2 класса в двух частях. Часть первая. М.. Издательский центр "Вентана
Граф", 2003г.