"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты. З.И. Романовская Введение У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью, имеет свой определённый глубокий смысл, характер, корни, имеет друзей, родственников. Слово-живое. Изучение тайны слова - творческое исследование слова - способствует приобщению детей к Миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся. Творческое исследование состоит из нескольких этапов.
Иконка файла материала Творческое исследование тайны художественного слова.doc
"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты. З.И. Романовская Введение У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью, имеет свой определённый глубокий смысл, характер, корни, имеет друзей, родственников. Слово­живое. Изучение тайны слова ­  творческое исследование слова ­ способствует приобщению детей к Миру слов, привитию бережного отношения  к языку, развитию связной речи учащихся. Творческое исследование состоит из нескольких этапов. 1 этап. Постановка и обсуждение проблемы. Мало видеть слово. Надо точно Знать, какая есть у слова почва, Как росло оно и как крепчало, Как его звучало зазвучало, Чем должно набухнуть и налиться, Прежде чем в названье превратиться, В званье, в имя или в кличку просто: Прелесть слова в летописи роста. (Юлиан Тувим) Только в приобщении детей к Миру Слов возможно свободное и правильное употребление слов в речи учащихся. 2 этап. Информационный. Знакомство с понятием системы языка, с основными разделами языкознания, в частности, с разделами  лексикологии: многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимия, синонимы,  антонимы, фразеологизмы. Составление алгоритма творческого исследования слова. 3 этап. Творческое исследование. Работа с каким­либо словом ­ исследование функционирования слова в разных разделах языкознания. Учащиеся характеризуют слово с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания. 4 этап. Презентация. Выступления учащихся со своими работами. Анализ результатов работ учащихся. Определение целей дальнейшей работы. Постановка проблемы. Низкий уровень языковой культуры детей. Несоблюдение норм литературного языка. Причины.  Не изучается природа и значение слова.  Нет интереса к изучению истории языка.  Нет привития любви к родной речи. Цели:  Повышение уровня языковой культуры школьника.  Искоренение из речи ненормативной лексики.Задачи:  Исследовать слово в разных разделах языкознания.   Вызвать интерес к изучению истории языка, к истории своей Родины. Воспитывать любовь к родной речи. План реализации: 1. Проведение уроков по лексикологии (изучение разделов языкознания). 2. Чтение рассказов, стихов. Анализ содержания прочитанного. Ресурсы: Толковый словарь   Этимологический словарь  Словарь фразеологизмов  Словарь синонимов  Словарь антонимов  Произведения русского устного народного творчества  Стихи  Рассказы Продукт: Осознанное использование слова в потоке связной речи учащегося, в речевом творчестве;  соблюдение норм литературного языка. Литература. 1.В. Синицын. Путь к слову. М., 1996г. 2.Г.Александрова. Занимательный русский язык. "Тригон" Санкт­Петербург, 1998г. 3.И. Голуб. Путешествия в страну слов. " Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997г 4.Этимологический словарь русского языка. С ­ Петербург, 2004 г. 5.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и др., М, 2001г. 6.Фразеологический словарь русского языка. М., 2004г. 7.Ж­л "Педагогическое творчество" №1 ­ 2005 г. 8.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М., Издательство "Первое сентября", 2000г. 9.Родная речь. Голованова М.В. 2 кл., М. "Просвещение",2005г. 10.Русская азбука. М. "Просвещение", 2005г. 11. Романовская З.И. Живое слово. Учеб. для 3 кл. М. : Просвещение, 1997г. 12. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс.­ Ростов н/Д: "Феникс", 2003г. 13. Волина В. В. Праздник Букваря.­ М.: АСТ­ПРЕСС,1995г. 14.Л. П. Успенская, Л.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить.М., "Просвещение"­АО "Учебная литература",  1995г. 15. Литературное чтение Учебник для 2 класса в двух частях. Часть первая. М.. Издательский центр "Вентана ­  Граф", 2003г.

Посмотрите также