Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Оценка 4.7

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
5 кл
24.04.2019
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Урок внеклассного чтения "Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс) проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока: исследование истории, быта, занятий коми людей через знакомство с коми народной сказкой. Задачи: 1.Создать благоприятный климат для восприятия темы и помочь активно участвовать в работе. 2.Способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом. 3.Создать условия, чтобы каждый ученик смог узнать быт, занятия народа коми через знакомство со сказкой.
Сказка Лиса и заяц.docx
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке  внеклассного чтения по коми народной  сказке «Лиса и заяц» в 5 классе «Жизнь древних коми по коми народной сказке «Лиса и заяц» Цель урока: исследование истории, быта, занятий коми людей через знакомство с коми народной сказкой.  Задачи: 1.Создать благоприятный климат для восприятия темы и помочь активно участвовать в работе. 2.Способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом.  3.Создать условия, чтобы каждый ученик смог   узнать   быт, занятия народа коми через знакомство со сказкой.  1.Стадия «Вызов» (вызов имеющихся знаний). Цель – вызвать имеющиеся знания, мотивировать на дальнейшую работу. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари!  Поэт Глеб Горбовский в стихотворении «Зыряне» («зырянами» называли   раньше коми) называет своих предков по бабушке «лесными соборянами». Почему же? «Соборяне» ­ служители церкви. А чему служили, поклонялись древние коми? (жили в лесной местности, поклонялись природным силам, служили этим силам). Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И  выражал он это через сказки, песни, пословицы, поговорки,  через игры, обряды … Сказки, легенды и сказания помогают людям постигать собственную историю. Наряду с археологией они отвечают на вопрос, как, в каких условиях жили наши предки, о чем они думали в отдаленные исторические времена. 1 Первые древние коми появились на территории нашей республики  в Х1 веке. Жили они на Выми, Вишере, Вычегде, Сысоле, Лузе,  Вашке. Бескрайни   просторы   Коми,   сурова   природа.   Нелегкой   была   жизнь   наших   предков. Охотники     на   долгие   месяцы   уходили   в   леса.   И   в   зимние   вечера   у   костра   рождались народные сказки, которые передавались из уст в уста. ­Итак, о чем мы будем говорить сегодня? (о коми сказках). Записываем  в тетрадях: «О чем говорят коми сказки». Перед нами одна из коми народных сказок о животных – «Лиса и заяц». ­   В   сказке   живут   обычные   животные   или   сказочные?   (сказочные,   которые   живут, разговаривают,   как   люди).   Предположим,   что   мы   с   вами   ничего   не   знаем   о   народе, сложившем ее.  ­Ребята, что мы можем узнать о жизни древних коми из сказки? Давайте предположим (ответы учащихся записываем на доске).  ­Где жили в старину коми. ­Какие были природные условия. ­Как жили коми в древности. ­Чем они занимались. ­Чему учит  сказка. И т.д.  2. Стадия осмысления (работа с новой информацией). Цель – поддержать интерес, создать новое понимание. Итак, прочитаем сказку «Лиса и заяц» и проверим наши предположения. Обратите внимание на выделенные слова и выражения. Приемы «Чтение по частям»,  «Чтение с остановками». Отрывок 1.  Жили на лесной полянке  лиса и заяц.  У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день­деньской хвалится: — Я зверь дорогой. У меня красивый мех. А заяц в ответ: 2 — Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет. ­Где жили предки коми? ­Почему у лисы шкура дорогая, а у зайца дещевая? Лиса заработала свою дорогую шубу или получила от природы? ­Чем занимались древние коми? Отрывок 2. Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой  по парме — дремучему лесу,  и косой заманил лисицу  в ловушку.  Она с размаху угодила между двух берез.    А храбрый заяц  наломал березовых прутьев и принялся лису стегать, приговаривать:  — Ой, не ешь ты кур, Не хватай цыплят,  Не терзай зверят, Не воруй зайчат,  Не хитри, не хитри, не хитри, не хвастайся!  Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. А лиса как рванется — и вырвалась из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал.  ­Какие звери обитали в коми парме? Как на них охотились? ­Какая бывает шкура лисы осенью? ­Коми кочевали или жили оседло?  ­Что они держали в хозяйстве? Чем еще занимались? ­Почему любимой игрой были прятки? Отрывок 3. Бежал, бежал косой... Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а   как   добрался   до   седьмой   реки,   так   кувырком   с   пригорка   покатился   и   угодил   в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра. …   Скорей связал плот и собрался плыть вниз  по реке. А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет. Глядит: бобёр, весь грязью намазанный.  3 ­Расскажите о природе края. ­ А на  чем плавали по рекам? Отрывок 4. Лиса и спрашивает:  — Бобёр, а бобёр, не пробегал тут заяц?  Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил: — Это какой заяц­то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?  — Не  знаю,  — отвечала  лиса.  —  Мне  этот  заяц   не нужен. Подумаешь,  дело  было  на копейку, а разговор — за семью горами.  Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел. Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду­ка я опять к реке.  ­Где находится река Вычегда? Отрывок 5. А   заяц   не   спеша   плывет   на   плоту   по   извилистой   реке.   Он   успел   уже   раздобыть   себе московский кафтан и шапку.  Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.  — Ты кто будешь? — спрашивает лиса.  — Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.  — Какие новости на свете? — спрашивает лиса.  — Не слыхал я никаких новостей, — отвечает косой. — А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с неё спесь сбил.  Лисе   горько   стало,   опять   пошла   в   лес,   легла   под   дерево.   Заяц   плыл,   плыл,   решил отдохнуть, к берегу пристать. А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по   берегу.   «Не   встречу   ли,   —   думает,   —   ещё   кого­нибудь.   Может,   только   бобёр   да москвич слышали о моём позоре...»  ­Откуда у героя могли появиться московский кафтан и шапка? ­Чем торговали коми с Москвой? ­Что привозили из Москвы? 4 Отрывок 6.  Снова села у реки и ждёт, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывёт. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.  — Кто ты, откуда плывешь? — спрашивает лиса.  — Москвич я, из Москвы плыву, — отвечает косой.  — Не слыхал ли в Москве какую новость?  — Никаких особых новостей не слыхал, — молвил заяц. — Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.  — А кроме того, ничего особенного не слыхал? — вздохнула лиса. — А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?  Заяц отвечает:  — Конечно,  подешевела!  Если  двадцатирублевой  была,  то после  такого случая  десять рублей будет стоить, если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.  Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.   ­Дело   происходило   осенью.   Важно   это   или   нет?   (осенью   пушнина   некрасивая, некачественная, нельзя было охотиться на пушного зверя осенью).  3.Стадия рефлексии (размышления) Цель: соотношение новой информации со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. ­Прочитайте   еще   раз   записи   на   доске   и   ответьте   на   вопрос,   верны   ли   были   наши предположения? ­Что мы узнали о жизни древних коми из коми народной сказки «Лиса и заяц»? ­Уточните тему нашего урока («Жизнь древних коми по коми народной сказке «Лиса и заяц»). Тема урока записывается в тетрадь. Выводы (записываем в тетрадь): Народ живет в лесной местности, у рек (Вычегда). Лес смешанный (есть березы). Водятся лисы, зайцы, бобры, другие звери и птицы. Люди   живут  оседло,  разводят  кур,  умеют  делать  плоты,   охотятся  на  пушного  зверя  с помощью   ловушек,   торгуют   с   Москвой,   продают   мех,   закупают   там   товары,   одежду, используют деньги. Люди осуждают хвастовство, ценят скромность и  доброту. Дети любят играть  в прятки. 5 Ребята, вы узнали, как жили «дремучие зыряне», «лесные соборяне». Вы убедились, что «сказка – ложь, да в ней намек…» Н. А. Добролюбов говорил о том, что «сказка прежде всего   необходима   как   бесценный   материал,   характеризующий   тот   или   иной   народ». Согласны ли вы с этим высказыванием? Должны ли мы знать  свои корни?  Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! Это о нас так сказано. И мы не должны это забывать. И в конце урока посмотрим видеофильм о нашей любимой республике. 4.Рефлексия. Урок мне понравился (не понравился) Из сказки «Лиса и заяц» я узнал (а), что… 5. Домашнее задание: нарисуйте элементы коми орнаментов, которые изображали людей и зверей. Литература: Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми (часть1).Сыктывкар,1994. Интернет­источники: http://lukoshko.net/story/lisa-i-zayac.htm - коми народная сказка «Лиса и заяц» http://catshelper.ru/post/3702-kot_v_skazkah_kakoy ­ высказывание Н.А.Добролюбова https://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA %20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB %D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1492104986784408- 1241706227140258732170638-sf10- 041&noreask=1&filmId=3409917505865217892 Коми видеофильм о Республике 6

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)

Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019