Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
5 кл
24.04.2019
Урок внеклассного чтения "Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс) проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: исследование истории, быта, занятий коми людей через знакомство с коми народной сказкой.
Задачи:
1.Создать благоприятный климат для восприятия темы и помочь активно участвовать в работе.
2.Способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом.
3.Создать условия, чтобы каждый ученик смог узнать быт, занятия народа коми через знакомство со сказкой.
Сказка Лиса и заяц.docx
Применение технологии развития критического мышления через чтение и
письмо на уроке внеклассного чтения по коми народной сказке «Лиса и
заяц» в 5 классе
«Жизнь древних коми по коми народной сказке «Лиса и заяц»
Цель урока: исследование истории, быта, занятий коми людей через знакомство с коми
народной сказкой.
Задачи:
1.Создать благоприятный климат для восприятия темы и помочь активно участвовать в
работе.
2.Способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом.
3.Создать условия, чтобы каждый ученик смог узнать быт, занятия народа коми через
знакомство со сказкой.
1.Стадия «Вызов» (вызов имеющихся знаний).
Цель – вызвать имеющиеся знания, мотивировать на дальнейшую работу.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Поэт Глеб Горбовский в стихотворении «Зыряне» («зырянами» называли раньше коми)
называет своих предков по бабушке «лесными соборянами». Почему же? «Соборяне»
служители церкви. А чему служили, поклонялись древние коми? (жили в лесной местности,
поклонялись природным силам, служили этим силам).
Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И выражал он это через
сказки, песни, пословицы, поговорки, через игры, обряды …
Сказки, легенды и сказания помогают людям постигать собственную историю. Наряду с
археологией они отвечают на вопрос, как, в каких условиях жили наши предки, о чем они
думали в отдаленные исторические времена.
1 Первые древние коми появились на территории нашей республики в Х1 веке. Жили они на
Выми, Вишере, Вычегде, Сысоле, Лузе, Вашке.
Бескрайни просторы Коми, сурова природа. Нелегкой была жизнь наших предков.
Охотники на долгие месяцы уходили в леса. И в зимние вечера у костра рождались
народные сказки, которые передавались из уст в уста.
Итак, о чем мы будем говорить сегодня? (о коми сказках).
Записываем в тетрадях: «О чем говорят коми сказки».
Перед нами одна из коми народных сказок о животных – «Лиса и заяц».
В сказке живут обычные животные или сказочные? (сказочные, которые живут,
разговаривают, как люди). Предположим, что мы с вами ничего не знаем о народе,
сложившем ее.
Ребята, что мы можем узнать о жизни древних коми из сказки? Давайте предположим
(ответы учащихся записываем на доске).
Где жили в старину коми.
Какие были природные условия.
Как жили коми в древности.
Чем они занимались.
Чему учит сказка.
И т.д.
2. Стадия осмысления (работа с новой информацией).
Цель – поддержать интерес, создать новое понимание.
Итак, прочитаем сказку «Лиса и заяц» и проверим наши предположения.
Обратите внимание на выделенные слова и выражения.
Приемы «Чтение по частям», «Чтение с остановками».
Отрывок 1.
Жили на лесной полянке лиса и заяц. У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая.
Лиса деньденьской хвалится:
— Я зверь дорогой. У меня красивый мех.
А заяц в ответ:
2 — Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет.
Где жили предки коми?
Почему у лисы шкура дорогая, а у зайца дещевая? Лиса заработала свою дорогую шубу
или получила от природы?
Чем занимались древние коми?
Отрывок 2.
Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали
заяц с лисой по парме — дремучему лесу, и косой заманил лисицу в ловушку. Она с
размаху угодила между двух берез.
А храбрый заяц наломал березовых прутьев и принялся лису стегать, приговаривать:
— Ой, не ешь ты кур, Не хватай цыплят,
Не терзай зверят, Не воруй зайчат,
Не хитри, не хитри, не хитри, не хвастайся!
Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. А лиса как рванется — и вырвалась
из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на
зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал.
Какие звери обитали в коми парме? Как на них охотились?
Какая бывает шкура лисы осенью?
Коми кочевали или жили оседло?
Что они держали в хозяйстве? Чем еще занимались?
Почему любимой игрой были прятки?
Отрывок 3.
Бежал, бежал косой... Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл,
а как добрался до седьмой реки, так кувырком с пригорка покатился и угодил в
прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож
на бобра. …
Скорей связал плот и собрался плыть вниз по реке. А лиса семь гор перескочила, семь
лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет. Глядит:
бобёр, весь грязью намазанный.
3 Расскажите о природе края.
А на чем плавали по рекам?
Отрывок 4.
Лиса и спрашивает:
— Бобёр, а бобёр, не пробегал тут заяц?
Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил: — Это какой заяцто, уж не
тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?
— Не знаю, — отвечала лиса. — Мне этот заяц не нужен. Подумаешь, дело было на
копейку, а разговор — за семью горами.
Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую
песню запел. Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойдука я опять к
реке.
Где находится река Вычегда?
Отрывок 5.
А заяц не спеша плывет на плоту по извилистой реке. Он успел уже раздобыть себе
московский кафтан и шапку.
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
— Ты кто будешь? — спрашивает лиса.
— Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.
— Какие новости на свете? — спрашивает лиса.
— Не слыхал я никаких новостей, — отвечает косой. — А только слыхал, будто заяц лису
отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с неё спесь сбил.
Лисе горько стало, опять пошла в лес, легла под дерево. Заяц плыл, плыл, решил
отдохнуть, к берегу пристать. А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала
по берегу. «Не встречу ли, — думает, — ещё когонибудь. Может, только бобёр да
москвич слышали о моём позоре...»
Откуда у героя могли появиться московский кафтан и шапка?
Чем торговали коми с Москвой?
Что привозили из Москвы?
4 Отрывок 6.
Снова села у реки и ждёт, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывёт. Лиса опять его не
узнала — он шапку новую надел.
— Кто ты, откуда плывешь? — спрашивает лиса.
— Москвич я, из Москвы плыву, — отвечает косой.
— Не слыхал ли в Москве какую новость?
— Никаких особых новостей не слыхал, — молвил заяц. — Только говорят в Москве,
будто заяц лису прутьями отстегал.
— А кроме того, ничего особенного не слыхал? — вздохнула лиса. — А не знаешь, не
подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?
Заяц отвечает:
— Конечно, подешевела! Если двадцатирублевой была, то после такого случая десять
рублей будет стоить, если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.
Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.
Дело происходило осенью. Важно это или нет? (осенью пушнина некрасивая,
некачественная, нельзя было охотиться на пушного зверя осенью).
3.Стадия рефлексии (размышления)
Цель: соотношение новой информации со старой, используя знания, полученные на стадии
осмысления.
Прочитайте еще раз записи на доске и ответьте на вопрос, верны ли были наши
предположения?
Что мы узнали о жизни древних коми из коми народной сказки «Лиса и заяц»?
Уточните тему нашего урока («Жизнь древних коми по коми народной сказке «Лиса и
заяц»). Тема урока записывается в тетрадь.
Выводы (записываем в тетрадь):
Народ живет в лесной местности, у рек (Вычегда).
Лес смешанный (есть березы). Водятся лисы, зайцы, бобры, другие звери и птицы.
Люди живут оседло, разводят кур, умеют делать плоты, охотятся на пушного зверя с
помощью ловушек, торгуют с Москвой, продают мех, закупают там товары, одежду,
используют деньги. Люди осуждают хвастовство, ценят скромность и доброту.
Дети любят играть в прятки.
5 Ребята, вы узнали, как жили «дремучие зыряне», «лесные соборяне». Вы убедились, что
«сказка – ложь, да в ней намек…» Н. А. Добролюбов говорил о том, что «сказка прежде
всего необходима как бесценный материал, характеризующий тот или иной народ».
Согласны ли вы с этим высказыванием? Должны ли мы знать свои корни?
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Это о нас так сказано. И мы не должны это забывать.
И в конце урока посмотрим видеофильм о нашей любимой республике.
4.Рефлексия.
Урок мне понравился (не понравился)
Из сказки «Лиса и заяц» я узнал (а), что…
5. Домашнее задание: нарисуйте элементы коми орнаментов, которые изображали людей и
зверей.
Литература:
Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми (часть1).Сыктывкар,1994.
Интернетисточники:
http://lukoshko.net/story/lisa-i-zayac.htm - коми народная сказка «Лиса и заяц»
http://catshelper.ru/post/3702-kot_v_skazkah_kakoy высказывание Н.А.Добролюбова
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA
%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB
%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC
%D0%B8&path=wizard&parent-reqid=1492104986784408-
1241706227140258732170638-sf10-
041&noreask=1&filmId=3409917505865217892
Коми
видеофильм о Республике
6
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Жизнь древних коми по коми народной сказке "Лиса и заяц" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.