Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель экспедиции: исследовать предпосылки создания произведений И. А. Гончарова: определить авторско-личностный, историко-литературный контексты возникновения произведений писателя; заниматься самостоятельной исследовательско-поисковой работой; заинтересовать учащихся личностью писателя и его творчеством. Оборудование: мультимедийный проектор, экран; презентация в программ POWERPOINT 2003; на письменном столе находятся предметы: парусник, подзорная труба, свеча, перо с чернильницей, компас, глобус, чертежи фрегата “Паллада”; произведения писателя. Эпиграф. … У меня есть (или была) своя нива, … свой мир наблюдений, впечатлений, воспоминаний, и я писал только то, что мыслил, что любил, что близко видел и знал…
Иконка файла материала Жизнь и деяния господина де Лень.doc
Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова) Цель экспедиции: исследовать предпосылки создания произведений И. А. Гончарова: определить авторско­ личностный, историко­литературный контексты возникновения произведений писателя; заниматься  самостоятельной исследовательско­поисковой работой; заинтересовать учащихся личностью писателя и его  творчеством. Оборудование: мультимедийный проектор, экран; презентация в программ POWERPOINT 2003; на письменном  столе находятся предметы: парусник, подзорная труба, свеча, перо с чернильницей, компас, глобус, чертежи  фрегата “Паллада”; произведения писателя. Эпиграф.  … У меня есть (или была) своя нива, … свой мир наблюдений, впечатлений, воспоминаний, и я писал только то,  что мыслил, что любил, что близко видел и знал… Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Ребята, обратите внимание на предметы, которые находятся перед вами. Как  вы думаете, о каком человек пойдёт сегодня речь? Что могут сказать эти предметы о нём? (Предполагаемые ответы: “Это морской офицер. Человек, который любил путешествовать. Человек, влюблённый в море. Человек, который писал о море.) (Слайд 1, портрет писателя.) Зовут этого человека Иван Александрович Гончаров. Писателя привлекли к  участию в морской экспедиции. Это дело в России было новым и объяснялось исключительной важностью  миссии (подготовка к подписанию с Японией договора о торговле и границах). Это путешествие имело огромное  значение в жизни И.А.Гончарова. А вот друзья писателя были очень удивлены, как это Гончаров, человек, привыкший к домашнему  уюту, малоподвижный, – прозванный в салоне Майковых де­Лень, вдруг отправляется в кругосветное  путешествие. (Слайд 2. Тема урока, эпиграф.) И поэтому тема сегодняшнего урока звучит так. Обратите внимание на слово ДЕЯНИЕ. Это значит действие, поступок, свершение. (Прочитывается и объясняется эпиграф.) Мы сегодня с вами тоже отправляемся в экспедицию. (Слайд 3. Цель экспедиции.) В экспедицию отправляются современники И.А.Гончарова, люди, которые жили с ним в одно время и следили  за его творчеством и которые могут поведать нам о таинственном господине де­Лень. (Их представляют  учащиеся, которые самостоятельно исследовали предпосылки создания произведений писателя.) Вместе с современниками Гончарова в экспедицию отправляются и читатели XXI века, которым не терпится  узнать: “Зачем и для чего жил и творил писатель? Какую пользу принёс России? Какие великие деяния  совершил?” – Как на любом судне, у нас есть судовой журнал. Его будут вести читатели XXI века. В него заносятся все  события, которые происходят на судне. Пока судовой журнал представляет разрозненные страницы (страницы прикреплены к доске). Наша  экспедиция будет следовать по определённым направлениям. Каждая страница журнала соответствует  определённому направлению. 1­ая страница и 1­ое направление, по которому отправится наша экспедиция, звучит так: “Основные этапы  жизни и творчества И.А.Гончарова”. Заполняет её 1­ая группа читателей XXI века. 2­ая страница и 2­ое направление: “ Роман “Обыкновенная история” – “первое произведение, достойное печати”  – 2­я группа читателей.3­я страница и 3­е направление: “Фрегат “Паллада” – уникальный образец жанра путешествий” – 3­я группа. 4­я страница и 4­ое направление: “ Роман “Обломов” и всемирная известность И.А.Гончарова” – 4­я группа. 5­я страница и 5­ое направление: “ Роман “Обрыв” – “была моя жизнь…” – 5­я группа. 6­ую страницу заполняет 6­я группа: “Выводы экспедиции”. – Таким образом, получится судовой журнал, в котором последние страницы останутся чистыми. На этих  страницах читатели XXI века выскажут своё впечатление от экспедиции. 2. Выступления современников И.А.Гончарова. (Учащиеся по заданным направлениям провели  исследовательскую работу, делают сообщения, а читатели XXI века фиксируют самые важные события в  судовой журнал.) Слайды к 1­ому направлению: – портрет Гончарова кисти Крамского; – дом писателя; – Трегубов – крёстный писателя, мать писателя; – г. Симбирск – Летописец семьи; – Санкт­Петербург; – салон Майкова. Слайды к 3­ему направлению: – фрегат “Паллада”; – фрегат “Паллада” (снимки); – географическая карта, на которой отмечен путь.  Фрегата “Паллада”; – чертёж фрегата (названия парусов); – 2­ой чертёж фрегата. Слайды к 4­ому направлению: – портрет Гончарова, его дом; – портреты Гончарова и Толстой. 3. Завершение экспедиции. Учитель. Экспедиция завершает свою работу. Какие же были предпосылки для создания произведений  И.А.Гончарова и его героев? Послушаем ребят из 6­ой группы, которые сделали выводы по окончанию экспедиции. Выводы экспедиции. 1. Через изучение опыта экономической, государственной, культурной жизни других стран и народов  Гончаров пришёл к пониманию изменений, происходивших в России XIX века, готовившейся встать на  путь капиталистического развития. 2. Сопоставляя культурно­экономический уклад капиталистической Англии с замкнутым феодальным  укладом Японии, Гончаров смог предвидеть историческую необходимость появления в России  собственных Штольцев и Тушиных в качестве антагонистов Обломова, Райского и Волохова. 3. Гончаров пытается предугадать историческое будущее России, которой рано или поздно суждено  разорвать свою духовную культурную изоляцию и влиться в семью европейских народов. 4. Некоторые страницы “Фрегата “Паллада” звучат прямым гимном гению человека, его упорству,  неустанному труду, его силе и мужеству, что отражается в последующих произведениях И.А.Гончарова. 5. Через мимолётные зарисовки быта и нравов Гончаров пытается определить тайну национального  характера. 4. Подведение итогов. Учитель. Теперь соединим страницы судового журнала. Вот, что у нас получилось. (Показывает журнал.) Продолжите предложения.1. Прочитав эпиграф к уроку, я понял, что Гончаров…(искренне и правдиво признаётся в том, что отражал  в своих произведениях современную ему действительность). 2. Моё исследование помогло мне понять, что…(все великие деяния были совершены Гончаровым для и  ради России). 3. Сегодня на уроке я узнал, что…(Гончаров стал всемирно известным после написания романа “Обломов”;  преодолев лень, отправился в путешествие). 4. Сегодня на уроке я был удивлён тому, что…(все романы Гончарова начинаются на букву О). Учитель. Среди современных школьников старших классов провели опрос: изучение произведения какого  автора вам скучно? Большая часть ребят ответила: “ “Обломов” Гончарова”. Я думаю, что после сегодняшнего урока, вы поймёте, что это не так. С удовольствием прочтёте роман “Обломов”  и перечитаете биографию писателя. Домашнее задание: 1) заполнить оставшиеся страницы судового журнала; 2) прочитать 1–10 главы романа “Обломов”.

Посмотрите также