Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Литературное чтение
Урок 22.
Тема раздела: У истоков русской детской литературы.
Тема: «Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Автобиографическая книга и мемуары
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
а) Рассказ о Серёже Багрове (по плану).
б) Рассказ учащихся о С.Т. Аксакове (на основе отрывков из
автобиографической повести).
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 1 2 3 4
Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
1) Беседа:
– Что такое автобиографическая повесть?
– Для чего они пишутся?
– Когда появились первые автобиографические повести? Что вы знаете об
истории возникновения автобиографической литературы?
2) Чтение авторского текста (с. 68–69).
– Что узнали нового об истории автобиографических книг?
– Почему Николай Александрович назвал Андрея Болотова удивительным
человеком?
– Для кого Болотов написал свою книгу?
– Интересно ли читать рассказ человека о его жизни? Почему?
– О каком периоде из жизни А. Болотова мы узнаём, прочитав несколько
страниц его книги? (Рассматривают и обсуждают предшествующую тексту
иллюстрацию, с. 70.)
– Спокойной ли была жизнь А. Болотова, судя по названию книги?
– О чём может рассказать глава «Предуведомление»?
3) Выполнение задания (см. тетрадь, уроки 21–22, III.1).
(Т) Задание III.1. Должно получиться слово «мемуары».
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
© ООО «Баласс», 2014
22. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение главы «Предуведомление».
– Найдите ответ на вопрос, что подтолкнуло А. Болотова к написанию своей
книги.
– На какие особенности языка вы обратили внимание при чтении?
2) Выразительное чтение «Предуведомления» (цель – обратиться к
слушателям, передать лёгкость, изящество, красоту слога А. Болотова).
3) Самостоятельное чтение «Истории моих предков» или чтение вслух с
необходимыми комментариями учителя.
– Что это за наука – арифметика?
– Почему так обрадовался Андрей, решив задачу?
– Приходилось ли вам решать эту знаменитую задачу о стаде гусей? Хватило ли
вам терпения её решить?
– Почему Андрей «с нетерпеливостью» ждал, когда учитель предложит решить
задачу?
– Почему так неожиданно повёл себя учитель?
– Почувствовали ли вы, как взволновала эта сцена маленького Андрея? Как это
проявляется в тексте?
– Такого ли содержания ждали вы до чтения воспоминаний?
– Как вся эта история характеризует мальчика?
3. Работа с текстом после чтения.
1) Вопрос 2 на с. 73 учебника, размышления учащихся.
2) Сравнение автобиографической и мемуарной книг, запись выводов: книга
С.Т. Аксакова автобиографическая, книга А. Болотова – мемуары.
Выполнение задания 2 в тетради.
3) Сравнение двух героев – Серёжи Багрова и Андрея Болотова (задание III.3
в тетради, уроки 21–22).
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3У Сергея и Андрея есть общие качества: увлечённость, пытливый
ум, стремление к знаниям, серьёзность, упорство в достижении цели.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
– Задание 4 в тетради.
– Принести один из современных детских журналов в класс на выставку.
© ООО «Баласс», 2014
4