Жизнь и творчество И.А. Гончарова.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" Цели. Образовательные: провести параллель между двумя произведениями, помочь увидеть общность в темах, идеях, образах писателей-классиков разных эпох. Развивающие: совершенствовать навыки исследовательской работы, умения отбирать необходимую информацию. Воспитательные: учить критически оценивать поступки героев произведений, с уважением относиться к мнению одноклассников. 1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа. Слово учителя. Сегодня мы начинаем знакомиться с новыми произведениями писателей-классиков 2-ой половины 19 века, чьи произведения вы читали. Назовите писателей этой эпохи и их повести и рассказы. Учащиеся называют знакомые им имена Тургенева, Островского, Достоевского, Лескова и их произведения, прочитанные в 5-9 классах.
Иконка файла материала Жизнь и творчество И.А. Гончарова..doc
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" Цели. Образовательные: провести параллель между двумя произведениями, помочь увидеть общность в темах, идеях, образах писателей­классиков разных эпох. Развивающие: совершенствовать навыки исследовательской работы, умения отбирать необходимую  информацию. Воспитательные: учить критически оценивать поступки героев произведений, с уважением относиться к  мнению одноклассников. 1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа. Слово учителя. Сегодня мы начинаем знакомиться с новыми произведениями писателей­классиков 2­ой  половины 19 века, чьи произведения вы читали. Назовите писателей этой эпохи и их повести и рассказы. Учащиеся называют знакомые им имена Тургенева, Островского, Достоевского, Лескова и их произведения,  прочитанные в 5­9 классах. Учитель. А вот творчество Ивана Александровича Гончарова вам предстоит открыть. Летом многие  познакомились с содержанием романа "Обломов". Может быть, среди вас есть знатоки географии, прочитавшие  произведение этого писателя "Фрегат "Паллада". Если учесть, что наш уездный городок Буинск в 19 веке входил в состав Симбирской губернии, то мы с полным правом можем назвать Гончарова нашим земляком, и это одна из  причин, чтобы проявить интерес к творчеству писателя. 3. Сообщение ученика о жизни и творчестве И.А.Гончарова. (Демонстрируются портреты, виды Симбирска,  фотографии из музея, иллюстрации). 4. Проверка домашнего задания. Вы обратили внимание, что тема нашего урока звучит не совсем обычно: "Гоголевские мотивы в романе  И.А.Гончарова "Обломов". Она предполагает, что мы сможем связать две эпохи в литературе, творчество двух  писателей, доказав, что литераторам 50­90­х годов были близки те же темы, идеи и образы, что и писателям 1­ ой половины 19 века. С этой целью мы проводим урок­исследование. (Слайд №1). (Презентация). Вы должны  были ответить на вопрос: "Какие темы, идеи, образы были ведущими в литературе 1­ой половины 19 века?" Ответы учащихся (по материалам учебника). Переход от классицизма, романтизма, сентиментализма к  критическому реализму; историзм; народность; решение проблемы "Человек и общество"; внимание к  "маленькому человеку"; интерес к внутреннему миру человека. 5. Работа над темой урока. 1. "Расшифровка" темы. Учитель. Итак, тема урока "Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов", хотя с полным правом мы  могли обратиться и к пушкинским мотивам. Что значит мотивы? Заглянем в "Словарь литературоведческих  терминов". Ученик. Это составная часть темы, сюжета произведения искусства. Учитель. Есть ещё понятие "реминисценция". Сообщение ученика. (Слайд №2). Блиц­викторина. Вопросы, ответив на которые, ученики получат представление о том, какие бывают  реминисценции. (Слайд №3). 2. Сопоставление произведений.Учитель. Проведём наблюдения над тем, как соединяются две эпохи, литературные образы и проблемы, приёмы  в произведениях Гоголя и Гончарова. К уроку вы перечитали главы поэмы, посвящённые помещикам, а в романе ­ первые две главы 1­й части. Прежде чем начать сопоставление, вспомним, из чего складывается образ  литературного героя. (Слайд №4)  А вот и сами герои! (Слайд №5). Кого из помещиков "Мёртвых душ" напоминает Обломов? Обратимся к  портрету. (Слайд №6) Учащиеся читают описание портретов Манилова и Обломова. Комментарии.  Интерьер тоже помогает раскрыть образ героя. (Слайд №7). Учащиеся читают описание комнат героев произведений. Комментарии.  Каково отношение Манилова и Обломова к хозяйству? Учащиеся читают отрывки.  Как можно охарактеризовать образ жизни персонажей? Ответы учащихся.  Маниловщина и обломовщина. Что объединяет эти понятия? В чём различия? Подумайте над этим  вопросом дома. Художественная деталь часто используется писателями для более полного представления о герое. Учащиеся  называют детали, характеризующие персонажей. (Слайды №8,9)  Кто ещё из героев романа "Обломов" похож на одного из героев поэмы Гоголя? (Слайд №10) Учащиеся читают описание портретов Ноздрева и Тарантьева и комментируют, находя общее у этих героев. Можно сказать, Тарантьев ­ это Ноздрёв нового времени, так как рано или поздно Ноздрёв лишится своего  имения и вынужден будет нахлебничать у более состоятельных знакомых. А можно ли отождествлять Манилова  и Обломова? Это тоже вопрос домашнего задания. 6. Обобщение. 7. Домашнее задание. 1. Сообщение "Пушкинские традиции в романе "Обломов". 2. Подготовить роли к театрализованному уроку. 3. Ответить на один из вопросов: "Маниловщина и обломовщина. Общее и различия", "Можно ли отождествлять  Манилова и Обломова?"

Посмотрите также