Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города" Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе Методы: сообщения, составление конспектов. Ход урока. 1. Оформление тетради 2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 3. Вопросы по прослушанному сообщению: • Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей). • Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского) • Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка). • Почему Салтыков-Щедрин получил прозвище «вице-Робеспьер»? (Служил вице-губернатором в Рязани и Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).
Иконка файла материала Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина..doc
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города" Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе Методы: сообщения, составление конспектов. Ход урока. 1. Оформление тетради 2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова­Щедрина 3. Вопросы по прослушанному сообщению:    Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков­Щедрин впоследствии назвал  «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей). Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского) Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и  «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).  Почему Салтыков­Щедрин получил прозвище «вице­Робеспьер»? (Служил вице­губернатором в Рязани и  Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов). 4. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением Салтыкова­Щедрина. Автор выбирает  для его написания жанр политической сказки, использует новые приемы и способы изображения в литературе.  О каком городе идет речь в этом романе ? (город Глупов)   Как появляется это название? (По имени народа, его создавшего) Кто и при каких обстоятельствах дал название глуповцам? ( Князь, к которому обратился народ  головотяпов с просьбой о «володении» ими). За что князь дает такое прозвище головотяпам? (Учащиеся зачитывают отрывок из учебника)   Известно, что город Глупов построен с одной стороны на семи холмах, а с другой стоит на болоте. На  какие реальные города намекает Салтыков­Щедрин? (На Москву и Петербург)  Среди градоначальников города были необычные личности. В чем их необычность? (Голова одного  представляла собой фаршированную колбасу; в голове у другого был органчик; третий мечтал все  сделать одного размера: улицы, дома и даже мужей и жен подбирать по росту) Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники  Негодяев, Грустилов, Угрюм­Бурчеев, Перехват­Залихватский? (Павла I, АлександраI, Николая I,  Аракчеева)  Учитель: город Глупов – это собирательный образ русских городов. Автор в своем произведении доводит  повествование до парадокса, сочетает не сочетаемое. Приемы, помогающие изобразить город Глупов – сатира и гротеск. Ученики зачитывают из учебника определения, записывают их в тетрадь. Обсуждаем разницу между юмором и сатирой В каком жанре написано это произведение? Что такое сказка?    Почему же Салтыков­Щедрин обратился к этому жанру? Сказка­это форма иносказания, понятная для народа и удобная для обхода цензуры. Итог урока:   Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении? ( Народ и власть, несовершенство  российских законы и отношение к ним градоначальников. «Строгость российских законов смягчается  необязательностью их выполнения» ­ иронизировал Салтыков­Щедрин). Актуальны ли эти проблемы в современной России? Почему?Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца, выучить определения приемов, подготовиться к  тесту по тексту отрывка из романа «История одного города». Литература, использованная при подготовке к уроку: 1. Л.Л.Бельская «Литературные викторины» (Просвещение, 2007). 2. Е.Э.Беленькая , Е.А. Ланцева «Обучающие тесты к учебнику Русская литература XIX века» (дрофа ,  2006).

Посмотрите также