Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города"
Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе
Методы: сообщения, составление конспектов.
Ход урока.
1. Оформление тетради
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
3. Вопросы по прослушанному сообщению:
• Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей).
• Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского)
• Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).
• Почему Салтыков-Щедрин получил прозвище «вице-Робеспьер»? (Служил вице-губернатором в Рязани и Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ
отрывка из романа "История одного города"
Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе
Методы: сообщения, составление конспектов.
Ход урока.
1. Оформление тетради
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. СалтыковаЩедрина
3. Вопросы по прослушанному сообщению:
Какое учебное заведение, в котором он сам учился. СалтыковЩедрин впоследствии назвал
«рассадником министров»? (Царскосельский Лицей).
Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского)
Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и
«Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).
Почему СалтыковЩедрин получил прозвище «вицеРобеспьер»? (Служил вицегубернатором в Рязани и
Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).
4. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением СалтыковаЩедрина. Автор выбирает
для его написания жанр политической сказки, использует новые приемы и способы изображения в литературе.
О каком городе идет речь в этом романе ? (город Глупов)
Как появляется это название? (По имени народа, его создавшего)
Кто и при каких обстоятельствах дал название глуповцам? ( Князь, к которому обратился народ
головотяпов с просьбой о «володении» ими).
За что князь дает такое прозвище головотяпам? (Учащиеся зачитывают отрывок из учебника)
Известно, что город Глупов построен с одной стороны на семи холмах, а с другой стоит на болоте. На
какие реальные города намекает СалтыковЩедрин? (На Москву и Петербург)
Среди градоначальников города были необычные личности. В чем их необычность? (Голова одного
представляла собой фаршированную колбасу; в голове у другого был органчик; третий мечтал все
сделать одного размера: улицы, дома и даже мужей и жен подбирать по росту)
Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники
Негодяев, Грустилов, УгрюмБурчеев, ПерехватЗалихватский? (Павла I, АлександраI, Николая I,
Аракчеева)
Учитель: город Глупов – это собирательный образ русских городов. Автор в своем произведении доводит
повествование до парадокса, сочетает не сочетаемое. Приемы, помогающие изобразить город Глупов – сатира и
гротеск. Ученики зачитывают из учебника определения, записывают их в тетрадь.
Обсуждаем разницу между юмором и сатирой
В каком жанре написано это произведение?
Что такое сказка?
Почему же СалтыковЩедрин обратился к этому жанру?
Сказкаэто форма иносказания, понятная для народа и удобная для обхода цензуры.
Итог урока:
Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении? ( Народ и власть, несовершенство
российских законы и отношение к ним градоначальников. «Строгость российских законов смягчается
необязательностью их выполнения» иронизировал СалтыковЩедрин).
Актуальны ли эти проблемы в современной России? Почему?Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца, выучить определения приемов, подготовиться к
тесту по тексту отрывка из романа «История одного города».
Литература, использованная при подготовке к уроку:
1. Л.Л.Бельская «Литературные викторины» (Просвещение, 2007).
2. Е.Э.Беленькая , Е.А. Ланцева «Обучающие тесты к учебнику Русская литература XIX века» (дрофа ,
2006).