Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: знакомство с биографией поэта, дать общее представление об основных вехах творчества, раскрыть глубину поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Оборудование: мультимедийный урок "Серебряный век русской поэзии". Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, визуальный контроль готовности к уроку. 2. Мотивационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд №2 3. Работа над темой урока. А) Звучит эпиграф к уроку Слайд №3 Б) Учитель. Мечта о народной революции, стремление приблизить ее одушевляет все творчество поэта. Он хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России понял: Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей… Перед нами стихотворение Некрасова “Родина” (1846).
Иконка файла материала Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.doc
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова Цель: знакомство с биографией поэта, дать общее представление об основных вехах творчества, раскрыть  глубину поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Оборудование: мультимедийный урок "Серебряный век русской поэзии". 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, визуальный контроль готовности к уроку. Ход урока 2. Мотивационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд №2 3. Работа над темой урока. А) Звучит эпиграф к уроку Слайд №3 Б) Учитель. Мечта о народной революции, стремление приблизить ее одушевляет все творчество поэта. Он хочет, чтобы  каждый мыслящий человек в России понял: Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей… Перед нами стихотворение Некрасова “Родина” (1846). В нем отражены далекие воспоминания, тягостные впечатления юного сердца, раненного в детстве и навсегда  сохранившего боль первых ран". Слайд №4 В) Учитель. В конце 19 века Россия и впрямь переживала катастрофические перемены: разрушалось веками  складывающееся патриархальное общество, порождая новые изменения, новые приоритеты и стимулы  существования. Необходимо было откликнуться на призывный зов времени, рассказать правду о нём. Но сначала эту правду надо было открыть в себе, понять самому всю неотвратимость происходящего. Это было непросто. Именно поэтому такой разноликой, порой противоречивой была общая картина русской культуры и, в частности,  русской поэзии. *Выступления учащихся ­ Cлайды 5, 6, 7 *Комментарий учителя ­ Cлайды 8 *Выступления учащихся ­ Cлайд 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Г) Рассказ учителя. Расцвет творчества Некрасова. Слайд 17 Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850­х годов. В 1855 он закончил поэму “Саша”,  написал стихотворения “Забытая деревня”, “Школьник”, “Несчастные”, “Поэт и гражданин”. Сборник  “Стихотворения” (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в  1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял  идеологические воззрения поэта. Отзывы о творчестве поэта. Слайд №18 Тургенев написал: “А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся”.А вот слова Достоевского: “... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый  раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!”. Стихотворения. В стихотворении “Поэт и гражданин” впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и  гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в  стихотворениях “В дороге” и “Железная дорога”, “Несжатая полоса”, “Крестьянские дети”, “Орина, мать  солдатская”. Слайд №19 О поэмах. Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на  масштабные исторические действия. В поэмах “Коробейники” (1861) и “Мороз Красный нос” (1864) Некрасов  стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать “многоголосицу” народной стихии.  Он активно использует фольклорно­эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и  просторечной лексики. Слайд №20 Мотивы поэзии Некрасова. Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова  определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям,  как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю  сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Поэт был  беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова  казалась Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал  поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. Слайд №21 Поэма “Русские женщины”. С конца 1860­х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов “О погоде”, “Песни о  свободном слове”, поэтические сатиры “Балет” и “Недавнее время”. Начало 1870­х гг. поэта отмечено усилением  значения гражданской тематики (поэма “Русские женщины”, посвященная судьбе декабристов их женам и  обращением к традиционным образцам русской поэзии. Слайды №22­23 “Кому на Руси жить хорошо?” Еще в 1860­е гг. у Некрасова родился замысел создания “народной книги”, в 1866 поэт начал работу над  эпической поэмой “Кому на Руси жить хорошо” (1866­1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой  дороги: семь мужиков­правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В “Прологе” намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем.  Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и  объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров,  особенностей мышления, мировосприятия русского народа. Слайды №24­25 Последние дни жизни. Итак, в начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить  стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом “Последние песни” (1877),  своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова  Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет. Слайд №26 Послесловие. Все, чем жил поэт, о чем думал на пороге смерти, с потрясающей силой звучит в его “Последних песнях”:Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… Слайды №27­29 Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: “Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта­то никогда не зажившая рана его и была началом и  источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. Слайд №30 4. Итог урока. Заключительное слово. Мысленно охватывая безбрежное море поэзии Н.Некрасова, нельзя не восхищаться ее поразительным  многообразием и богатством. Напевность, монументальность, гражданственность, экспериментаторство ­ это  все сделало неповторимой его поэзию, сокровищницей духовной культуры. При всей глубокой индивидуальности творческого почерка этого поэта всю лирику объединяет желание видеть мир нравственно чистым,  возвышенным. Гуманные идеалы, воплощенные в его произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей. 5. Домашнее задание.  Подготовить монологический ответ о жизни и творчестве Некрасова;   прочитать материал учебника об основных темах и идеях лирики поэта, выучить наизусть одно из стихотворений поэта. Слайд №31

Посмотрите также