Жизнь леса .
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Жизнь леса .

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
18.01.2018
Жизнь леса .
Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления многообразием лесных обитателей, ярусами леса, роль грибов; определения границ знания и «незнания»» способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Технологическая карта урока-жизнь леса 4 класс.docx
Цели деятельности учителя Тип урока Планируемые  образовательные результаты Методы и формы обучения Оборудование Основные понятия Технологическая карта урока Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса»,  установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса,  ознакомления  многообразием лесных обитателей, ярусами леса, роль грибов;  определения границ знания и «незнания»» способствовать формированию у учащихся  первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной  информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к  предмету «Окружающий мир».  Построение системы знаний (общеметодологической направленности) Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат  возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и  явлений окружающего мира.  Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладевают способностью понимать учебную задау урока, отвечать  на вопросы, обобщать собственые представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться  учебником.  Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и  способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию.  Объяснительно – иллюстративный; фронтальная, индивидуальная и коллективная Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика  УУД I.Мотиваци (самоопреде ление) к  учебной  деятельност и Приветствует учащихся, проверяет готовность к   совместной   деятельности,   создаёт благоприятный   психологический   климат. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно. И скорей начнём урок. Нам, друзья, нельзя лениться. Так как мы пришли учиться ­Ребята, у вас на партах лежит раздаточный  материал. Возьмите картинку, где изображены  два дерева. Одно – с листьями, а второе – без  них. Выберите то дерево, которое лучше всего  подходит к вашему настроению. Если у вас  хорошее, радостное настроение, то отметьте  галочкой зеленого цвета дерево с листьями,  если у вас грустное и печальное настроение,  отметьте дерево без листьев.  ­В конце урока мы проведем аналогичную  работу и проверим, изменится ли ваше  настроение.  Регулятивные  действия. Обеспечение  учащимся  организации их  учебной  деятельности. Эмоционально­ положительный  настрой на урок,  создание ситуации  успеха, доверия. /оценивают   свое   настроение перед уроком/ 2.  Актуализац ия опорных знаний Проверка домашнего задания. ­ Какую тему мы изучали на прошлом уроке? 2.  Актуализац ия опорных знаний Класс разделен на три группы.  Мы должны проверить наши знания по  пройденному материалу. Начнем с опроса.   1.Что называют почвой?  2.Какие почвы являются самыми  плодородными? 3.Что отвечает за плодородие почвы?  4.Какие почвы преобладают на территории  нашего края?  ­Почвой   называют   верхний плодородный слой земли ­Самыми плодородными  являются черноземные почвы. ­ За плодородие почвы отвечает перегной. ­ На территории нашего края  преобладают подзолистые  почвы. Коммуникативные  УУД (умение выражать  свои мысли) Познавательные  УУД (умение строить  речевое  высказывание,  анализ объектов с  целью выделения  признаков) ­Да ­перегной ­Глина ­Вода ­Воздух /выполняют тест/ 5.Нуждаются ли почвы в охране? 6.Что называют органической массой,  получаемой из остатков растений и животных,  покрывающих плодородие почвы?         7.Назовите вещество, хорошо удерживающее  воду  8. Какое вещество необходимо для жизни и  развития растений?   9. Какое вещество помогает корням растений  дышать?  Мы   повторили   материал,   теперь   выполним тест.  2.Тест. 1) Выберете правильное определение почвы я) верхний слой земли, где есть песок и глина е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о)   верхний   рыхлый   плодородный   слой   земли,   на котором растут растения. 2) Какая главная часть почвы? т) перегной д) песок б) глина 3)  Что   образуется   из   перегноя   под   действием микробов? м) вода н) воздух л) соли     4) Что используют растения для питания? е) микробы         ю) перегной и) соли        5) Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш) песок           ч) перегной   щ) глина             6) Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч   лет,   на   лугу   –   за   3225   лет,   а   там,   где   нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят расчеты этих ученых? м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли. н)   Чем   больше   и   разветвленнее   корневая   система растений, тем сильнее они удерживают почву.  л)   Чем   меньше   корни   растений,   тем   сильнее   они удерживают почву. 7) Какое утверждение верно? а)   Там,   где   нет   растений,   ветер   и   вода   не   могут развеять и смыть всю почву или ее часть я)   При   внесении   большого   количества   удобрений   в почву,  ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности о)   Если   употреблять   ядохимикатов   больше   нормы, почва потеряет свое плодородие  Чтобы себя проверить у вас на столах лежит «оценочный лист», по ходу выполнения заданий вы   будете   его   заполнять   и   в   конце   урока сможете оценить свою работу. Если у вас нет ошибок   поставьте   напротив   задания   –плюс, если   хотя   бы   есть   одна   ошибка   то   знак   «?» Проверяем тест и оцениваем его в оценочном листе.  Оценочный лист. (+ или ?) 1. Домашнее задание. 2. Работа в группе, парах. 3. Составление цепи  питания. 4. Самостоятельная работа. 5.Игра «Да ­ нет» Мой результат. /оценивают   свою   работу, заполняют лист/  ­Знания   о   составе   почвы,   о основных компонентах 3.Целепола гание ­ Сделаем вывод: какие знания мы сейчас  повторили? ­Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а  куда, вы узнаете, отгадав загадку. ­ Город этот непростой, Он дремучий и густой.  ­ Молодцы, ребята, правильно, мы будем  путешествовать по лесу. Я приглашаю вас совершить путешествие по  лесу( видеоролик) ­Лес Познавательные  УУД (умение строить  речевое  высказывание,  анализ объектов с  целью выделения  признаков) ­Что такое лес?  ­Какие   процессы   были   показаны   в   видео ролике?  –Как по – другому это можно назвать? Какие это процессы? ­О чем мы будем говорить на уроке? ­Как вы думаете, какой будет тема урока? ­Какая   цель   урока   может   быть   поставлена   в связи с темой? Тема нашего урока: Жизнь леса Цель урока:  ­Лес   –   это   целый   мир.   В   нем обитает   множество   растений   и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.   Многое   мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз. ­Рост   растений,   превращение гусеницы   в   бабочку,   питание животных  ­Жизнь, жизненные процессы  ­О лесе ­Жизнь леса ­Цель:   Коммуникативные  УУД (умение  слушать, говорить,  взаимодействовать с одноклассниками во время  дидактической  игры) Коммуникативные  УУД (навыки  сотрудничества  учителя с  учениками) 4.Изучение  нового  материала - Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Чем похож лес и дом? -И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Совершать свое путешествие мы будем по  ярусам леса. Всего три яруса. Как вы думаете,  какие они? ­У вас на партах лежат карточки с названиями  растений. Из предложенных растений  необходимо выбрать  1 группе только деревья,  2 группе только кустарники,  3 группе только травы.  ­Проверяем. Оцените свою работу в оценочном  листе.   ­  Первый ярус­ это многолетние растения с  крупным твёрдым стеблем. Назовите этот ярус. ­Верно. Деревьям надо больше света. Другим  растениям требуется меньше света, поэтому  они могут жить в тени деревьев. У вас на партах лежат изображения деревьев  (по 1 у каждой группы). Сейчас вы прочитаете  /ответы детей/ ­Деревья, травы, кустарники /выполняют задание/ Личностные: ­ готовность к  сотрудничеству. Коммуникативные : ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации ­Деревья информацию на обратной стороне картинки, а  затем расскажите всему классу о деревьях и их  пользе. По два представителя от группы.    Березовый   Каждая группа называют те  растения, которые выбрала и  прикрепляет на доску  магнитиками горизонтально, по  порядку: деревья, кустарники,  травы.  1группа.  Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина   березы   очень плотная. сок вкусный   и   полезный   для здоровья.   Только   не   спеши собирать   его,   ведь   без   него береза погибнет.  2группа. Ель ­ обычно растет на влажных местах.   В   густых   ее   ветвях находят   себе   жилье   многие животные.   Ель   называют музыкальным   деревом.   Ее древесина   используется   для изготовления   гитар,   скрипок, пианино.   Еще   из   нее   делают бумагу.  3 группа.  Дуб– растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В   русских   лесах   нет   дерева мощнее   дуба.   Дуб   не   гниет   в воде, и его древесина ценится. Кора содержит лекарственное   вещество,   а   для животных   дуб   –   настоящая кормушка. /один ученик помещает первый ярус, все деревья в ряд/ ­Лес   –   это   дом   для   живых организмов ­источником жизни и питания его ­Жуки   обитают   на   деревьях, короеды   кору деревьев,   кукушки   питаются короедами, Орлы ­ кукушками поедают   Молодцы, поставьте себе все плюс в этом  задании.  ­Ученые распределяют ярусы сверху вниз.  Давайте поместим первый ярус на верх доски.  ­Как можно назвать лес? ­Чем служит лес для животных? ­Рассмотрим цепь питания:  Дуб – жуки – короеды­ кукушки – орлы ­Расскажите эту про цепь питания ­Тот, кто отвечал по цепи питания поставьте  себе плюс или вопрос напротив этого задания.  ­Здоровому молодому дереву жуки не  страшны, любое повреждение на коре  заливается смолой. А вот короеды поедают  дерево и оно погибает, освобождая место  молодым растениям.  Физминутк а Вред или пользу приносят короеды деревьям? Кого считают лесным доктором? ­Послушайте, и скажите, каким будет второй ярус. Многолетние растения, у которых от общего  корня отходит несколько твердых стеблей.  ­У кустарников есть ряд отличительных  особенностей. У каждой группы на парте лежит карточка с одной особенностью. Прочитайте и  расскажите об особенностях кустарников.  ­1 группа, расскажите своими словами, какие  особенности есть у кустарников.  (на слайде появляется краткое название  особенности: низкорослость) ­2 группа. Какие еще особенности существуют? (на слайде появляется название особенности:  маленькая продолжительность жизни) ­3 группа, теперь вы.  (на слайде: сильное ветвление, отсутствие  главного ствола) ­Вред ­дятла ­Кустарники 1 группа.  Внешние особенности кустарников   выражаются   в низкорослости по отношению к деревьям.  2   группа.   Продолжительность жизни кустарников меньше, чем у   деревьев.   В   основном,   они живут несколько десятков лет. Редко, когда доживают до 40  ­ 50 лет.  3   группа.   Особенности Молодцы, теперь поместите второй ярус по  порядку.  ­Как вы думаете. Могут ли существовать  растения и животные друг без друга?  ­Почему?  ­Верно, это и есть природное сообщество. Всё в природном сообществе взаимосвязано. ­Послушайте и отгадайте, что еще можно  встретить в лесу?  ­Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?  Ножка есть но нет сапожка, Шляпа есть, нет головы.  ­ А какие грибы можно встретить в лесу?  ­На какие группы делятся грибы?  ­А для чего лесу нужны грибы?  ­Какие животные питаются грибами?  ­Давайте вспомним правила сбора грибов. Физминутка ­Поиграем в игру «Съедобное и несъедобное» ­Я буду загадывать загадки. Выйдете все из – за парт. Называете ответ загадки. Если ответ –  съедобный гриб, стоите на месте, если  несъедобный гриб – садитесь на корточки.  ветвлении   строения   кустарников   –   в   их сильном   от основания   и   отсутствии   во взрослом   состоянии   главного ствола. /помещают кустарников/ изображения   ­ нет ­Они   живут   вместе   помогая друг другу т.е. сообща ­Гриб ­опята, шампиньоны ­съедобные и несъедобные ­Ими питаются животные ­Ёжик, белка. Заяц. Кабан. Лось ­грибы   нужно   срезать   ножом, так чтобы не задеть грибницу ­Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу. Называют их ….. ­А этот – красавец На беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, На шляпке – горошки.  ­Растут в лесу сестрички.  Рыжие…… ­Серенькие шапки, Рябенькие ножки. Под березою растут.  Как их зовут? ­Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Не бери ты их с полянки, Называются ….. ­Я родился в день дождливый  Под осиной молодой,  Круглый, гладенький, красивый,  С ножкой толстой и прямой. Если вы ни разу не ошиблись поставьте  плюс напротив задания Игра «Съедобное,  несъедобное», либо вопрос.   ­Опята (стоят на месте) ­Мухомор корточки)   (садятся   на ­Лисички (стоят на месте) ­Подберезовики   месте) (стоят   на ­Поганки (садятся на корточки) ­Подосиновик (стоят на месте) ­Травы /угадывают растения/ /помещают   изображения   с травами на доску/ ­Листья ­Угадайте третий ярус. Растения, с мягкими  зелеными стеблями.  ­ На слайде представлены части изображения разных растений. Вам необходимо угадать, какие растения здесь спрятаны. Теперь поместите третий ярус на доску. ­Ребята, вспомните, когда вы входите в лес,  что лежит у вас под ногами? ­Это называется лесной подстилкой. Часть  старой листвы и отмершие растения  постепенно перегнивают и превращаются в  перегной. Это работа микроорганизмов,  бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не  скапливается много старой листвы. Некоторым животным лесная подстилка помогает в  холодные зимы.  ­Ребята, послушайте сказку.  Сегодня м много узнали о ярусах леса. Теперь  мы должны систематизировать свои знания и  создать картину. Станем немного  художниками. ­Что такое лес? – размышлял художник. –  Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и  липы. Да так похожи они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и  положено, нарисовал старичка – лесовичка.  Повесил картину, а через некоторое время  увидел сухие стволы.  ­Это не лес! – послышался голос старичка –  лесовичка из угла картины. – Без цветов, без  трав – не лес! Нарисовал художник траву,  цветы, но лес опять засох.  ­А насекомых нарисовал? – опять послышался  голос лесовичка.  Нарисовал художник насекомых, но они  облепили все деревья.  ­Нужны птицы, а еще кусты и ягоды – не  унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно  стал чахнуть. ­Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! ­Нет, сказал художник.  Долго спорили, и художник согласился и  дорисовал много разных зверей. Было темно, и  художник захотел зажечь свет, но вдруг  послышался треск сучьев и чье – то фырканье.  ­Вот это настоящий лес! – сказал лесовичек и  исчез.  А может. И затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть  лес.  Итог урока. ­Послушайте стихотворение под названием  «Это называется природа»  Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым… Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим! (Михаил Пляцковский) ­Какой вывод можно сделать, познакомившись  со стихотворением? /подготовленный ученик читает стихотворение/ ­Автор   стихотворения Познавательные: ­ умение строить  речевое  высказывание,  анализ объектов с  целью выделения  признаков Коммуникативные : ­умение говорить,  перерабатывать  информацию на  основе анализа,  уметь принимать и  передавать призывает нас беречь лес и всю природу в целом, ведь природа – это одно большое неделимое сообщество.  ­Потому   что   в   лесу   обитают растения, животные, насекомые и все они связаны между собой.  /проводят деятельности/   самоанализ графическую  информацию Регулятивные УУД (осознание качества  и уровня освоения) Рефлексия.  ­Почему лес называют природным  сообществом? ­Лес – это загадка природы, которую вы  будете, постепенно изучая, разгадывать.  ­В графе мой результат в оценочном листе  поставьте количество вопросов и плюсов.  ­Возьмите картинку с изображением двух  деревьев, которая у вас была в самом начале.  Если настроение изменилось, то поставьте  галочку на другую сторону, если нет, то  поставьте рядом вторую галочку. Поднимите и  покажите деревья, которые вы выбрали.  ­Надеюсь, что после этого урока природа  приобрела в вашем лице своих помощников и  защитников. Вы больше узнали о лесе и о его  жизни.

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .

Жизнь леса .
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ