Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс
Оборудование: инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов, учебник литературы (Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004), ноутбуки, мультимедийный проектор.
Самая высокая радость жизни-
чувствовать себя нужным
и близким людям.
М. Горький
Цели урока:
• Создание общей проблемной ситуации, побуждающей учащихся изучить истоки формирования личности и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
• Развитие коммуникативных качеств, логического мышления, эвристических умений.
• Воспитание нравственных качеств, - ответственности, деликатности, корректности, взаимопомощи.
Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й
класс
Оборудование: инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов,
учебник литературы (Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П. М.:
Просвещение, 2004), ноутбуки, мультимедийный проектор.
Самая высокая радость жизни
чувствовать себя нужным
и близким людям.
М. Горький
Цели урока:
Создание общей проблемной ситуации, побуждающей учащихся изучить истоки формирования личности
и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
Развитие коммуникативных качеств, логического мышления, эвристических умений.
Воспитание нравственных качеств, ответственности, деликатности, корректности, взаимопомощи.
Учитель:
Ход урока
Жизнь великих людей всегда привлекала к себе пристальное внимание публики. В многочисленных
монографиях и статьях о них можно увидеть противоречия, неясности, много иносказаний, туманных намеков, а
иногда и просто интерпретацию наиболее часто повторяющихся слухов. Не избежал такой судьбы и М. Горький.
В советский период изучения творчества Горького его представляли читателям "пролетарским писателем",
"буревестником революции", другом и соратником вождя. И лишь многие годы спустя стали известны новые
факты его биографии, появились произведения писателя, которые проливали свет на истинную картину
происходивших в то время событий. И взаимоотношения Горького с большевиками были не столь гладкими, как
считалось ранее.
Книга "Несвоевременные мысли" открывает перед нами сложный, противоречивый мир души писателя, истоки
его запутанных отношений с новой властью, переоценку Горьким революции, ее значения и роли в жизни
русского народа. Он ужасается тому, как искажены были, первоначально казавшиеся гуманными, великие цели
по переустройству общества, как безжалостны "вожди народа" к тем, ради кого была провозглашена революция,
как благие намерения обернулись реками крови.
Горький, имевший в то время заслуженный международный авторитет, активно помогал людям, пострадавшим
от новой власти, вмешивался в политические разборки и пытался облегчить судьбу тех, кто попадал в тюрьмы и
лагеря. Его книги читал весь мир, с ним переписывались писатели и общественные деятели разных стран,
поэтому советская политическая верхушка была вынуждена с ним считаться. И до сих пор биография великого
писателя привлекает к себе пристальное внимание публицистов, критиков, читателей.
И сегодня вам, ребята, предстоит выяснить, как формировалось мировоззрение писателя, какие события и люди
повлияли на его становление, как складывался его жизненный и творческий путь.
Инструктаж.
Учитель: На уроке будет работать 5 творческих групп. У каждой свое задание, но цель общая, изучить
конкретный период жизни и творчества М. Горького. На презентации отражены все этапы биографии М.
Горького, которые вы будете изучать в группах. Можете использовать ноутбуки, делать вставки в
представленную презентацию.
Свои наблюдения и выводы вы представите в выступлении по окончании работы. На столах у вас
инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов, учебник литературы.
(Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П. М.: Просвещение, 2004).
Хронометраж.На работу в группе отводится 30 минут. На выступление каждой группе до 10 минут. Подведение итогов,
рефлексия 5 минут.
Работа групп по инструктивным картам
Выступления групп, дополнения, обсуждения, обмен мнениями.
Рефлексия.
Домашнее задание: прочитать рассказ "Старуха Изергиль", составить 78 проблемных вопросов к его анализу.
Использованная литература:
Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П. М.: Просвещение, 2004.