Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс Учебник. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003. Цель: познакомить с личностью поэта, с основными фактами его биографии; показать, чем замечательна его лирика и почему выдержала испытание временем; определить место лирики поэта в системе поэзии Серебряного века. Оборудование: мультимедийная Презентация, раздаточный материал с текстами стихотворений И.Ф.Анненского. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Использованные технологии: групповая технология, метод проекта, коммуникативная технология.
Иконка файла материала Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского..doc
Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс Учебник. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: «ТИД  «Русское слово – РС», 2003. Цель: познакомить с личностью поэта, с основными фактами его биографии; показать, чем замечательна его  лирика и почему выдержала испытание временем; определить место лирики поэта в системе поэзии  Серебряного века. Оборудование: мультимедийная Презентация, раздаточный материал с текстами стихотворений  И.Ф.Анненского. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Использованные технологии: групповая технология, метод проекта, коммуникативная технология. ХОД УРОКА Я, как настройщик, Все лады перебираю осторожно. И.Ф.Анненский Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский. А.Ахматова. I. Проверка домашнего задания – Расскажите, что узнали об Иннокентии Федоровиче Анненском из материалов учебника. Ответы учеников. – Иннокентий Федорович Анненский стал учителем для многих русских поэтов начала XX века. Авторы учебника  цитируют Анну Ахматову, которая утверждала, что «он нес в себе столько, что все новаторы оказались ему  сродни». – Хотелось бы процитировать Н.С.Гумилева: «Был Иннокентий Анненский последним/ Из царскосельских  лебедей». Николай Степанович подчеркивает особую заслугу Анненского перед русской лирикой: он  «возвращает всю русскую поэзию к Пушкину». – Анненский создал столь богатый, эмоционально многосоставный лирический мир – в нем присутствует и боль,  и совестливый разум, и «тоска маятника», и ирония, что черпать из него могли многие. И ахматовский  драматический образ сердца – «оно из огня», и чудесный образ враждебного символизму Маяковского в его  поэме «Облако в штанах», и в стихотворении Блока «На железной дороге», и у Пастернака «Вокзал» – все  созданные образы относят нас к лирике Анненского. II. Обращение к эпиграфу урока – Исходя из ответов одноклассников, прокомментируйте слова Анны Ахматовой, взятые в качестве эпиграфа к  уроку, и И.Ф.Анненского. Ответ ученика: Говоря о том, что Анненский стал учителем для многих поэтов Серебряного века, Анна  Андреевна отмечает, что многие образы, созданные ей и другими поэтами, были придуманы и воплощены в  поэзии Анненским. Поэтому можно и перейти к первому эпиграфу урока, словам самого И.Ф.Анненского.  Действительно, он, как настройщик, помог многим увидеть и услышать то, что сначала было недоступно ни  слуху, ни зрению.III. Биографическая справка. Выступление подготовленных учеников. Творческий отчет группы  «Биографы И.Ф.Анненского» 1­й ученик. Искусствовед Н.Н.Пунин писал: «Анненский опередил и свою школу, и своих современников, и даже, если хотите, самого себя – и в этом скрыта его удивительная жизненность и до сих пор полное его  непризнание». 2­й ученик. Ученый­историк П.П.Митрофанов: «Анненский при жизни не был популярен и не дождался  признания, но нет сомнения, что имя его постепенно с распространением истинной культуры дождется у  потомков заслуженно славы». 3­й ученик. Жизнь Иннокентия Федоровича Анненского сложилась так, что, прежде чем стать поэтом для  поэтов, учителем поэтов, ему суждено было стать учителем в обычном и вместе с тем самом высоком смысле  этого слова – наставником русского юношества и заступником за него. Учителем с большой буквы. 1­й ученик. В автобиографии И.Ф.Анненский пишет: «…первые годы жизни оставили в памяти моей  чрезвычайно слабое впечатление… С тех самых пор, как я ясно начинаю себя помнить, я рос слабым,  болезненным ребенком… Учение давалось мне легко, и, выучившись читать, под руководством моей старшей  сестры, принялся я за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос,  вероятно, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей,  среди людей, которые были старше меня; надзор за мной тоже был преимущественно женский». 2­й ученик. Анненский сменил несколько учебных заведений, проходя гимназический курс обучения. В 1875 году поступает в Петербургский университете на историко­филологический факультет по словесному разряду.  Открывшиеся недавно архивные находки показали, что отрочество и юность Анненского не были счастливы,  оттого и так мало, видимо, он делился своими воспоминаниями об этом периоде впоследствии с сыном и женой.  Но были два человека, оказавших на него особое влияние, кто был духовно близок ему. Это брат Николай  Федорович и его жена Александра Никитична. 3­й ученик. В единственной автобиографической заметке, предназначенной для печати, Анненский из всего  своего семейного окружения выделил именно их: «Мой брат Н.Ф.Анненский и его жена А.Н.Анненская, которым  я всецело обязан моим «интеллигентным» бытием, принадлежали к поколению 60­х годов». Это были люди  прогрессивные, демократически настроенные. Николай Федорович, человек энциклопедической образованности огромной энергии, рано начавший самостоятельную жизнь, впоследствии стал видным общественным деятелем­ народником, крупным ученым – основоположником статистики в России и известным публицистом. Жена его –  педагог, детская писательница, мемуаристка. 1­й ученик. В университете Анненский занимался успешно. Основной своей специальностью он выбрал  классическую филологию, получив солидную и разностороннюю подготовку, овладел многими языками: кроме  французского и немецкого, которые знал с детства, и латинского и греческого, входивших в гимназическую  программу, это были языки английский, итальянский, польский, другие славянские, санскрит, древнееврейский – всего четырнадцать языков. Петербургский университет окончил в 1879 году со званием кандидата историко­ филологического факультета (оно присваивалось тем выпускникам, которые представляли сочинение на  специально избранную тему, признававшееся научно ценным). 2­й ученик. Огромный запас накопленных знаний, постоянно пополнявшийся в течение всей жизни, сразу нашел  применение в дальнейшей педагогической, научной, переводческой, литературно­критической и поэтической  деятельности Анненского. Осенью 1879 года Анненский начинает преподавать в одной из лучших гимназий Петербурга – частной школе  Ф.Ф.Бычкова. тогда же вступает в брак по любви с Надеждой Валентиновной Хмара­Барщевской, женщиной  старше его, имеющей двух сыновей­подростков. У них рождается сын – Валентин, впоследствии ставшим поэтом­ лириком, избравшим псевдоним «В.Кривич». 3­й ученик. Жизнь Иннокентия Анненского наполнена трудом и творчеством. Он преподает много: и в  Павловском институте – закрытом среднем учебном заведении для девушек, и позже в Киеве, в закрытом  учебном заведении, учрежденном супругами Галаган, и директорство в Николаевской мужской гимназии в  Царском Селе. Именно здесь он становится любимым преподавателем не только родителей, но и учеников.  Анненский никогда не вмешивался в дела своих учеников, не мешал им выражать свои настроения. Его предмет  – греческая грамматика – стал одним из любимых…1­й ученик. Царскосельский период – время взлета его таланта. Он продолжает переводить трагедии своего  любимого драматурга Еврипида, выходит сборник «Тихие песни», в котором объединены не только его  лирические произведения, но и переводы из французской, немецкой и римской поэзии. 2­й ученик. На сборник «Тихие песни» откликаются два крупнейших поэта того времени – Брюсов В.Я. и Блок  А.А. Но отзывы эти снисходительно­холодны и сдержанны. Как драматурга его совсем не заметили. По этому  поводу он напишет : «Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего». 3­й ученик. В 1905 году Анненский пишет ряд статей о русских прозаиках XIX века и современниках; статьи  вместе с ранее написанным очерком о Бальмонте составят «Книгу отражений», которая выйдет позже, в 1906  году. Летом завершает «вакхическую драму» «Фамира­кифаред», выход которой уже не увидит. Первый том  «Театра Еврипида» оценят лишь несколько знатоков античности, а «Книгу отражений» встретят неоднозначно.  Но это не останавливает лирика. Он по­прежнему литературно­деятелен. Пишет статьи о русских и  западноевропейских авторах для «Второй книги отражений», которая появится в 1909 году – последнем для  Анненского. 1­й ученик. В октябре у поэта созревает решение покинуть службу в учебном округе, которая все более тяготит  его и все менее совместима с внезапным размахом его литературной деятельности. Но неизвестно, узнал ли  Анненский о том, что его прошение подписано, так как 30 ноября 1909 года он умирает на ступеньках подъезда  Царскосельского вокзала от паралича сердца, болезни мучившей его на протяжении все жизни. В это время  готовилась к печати его книга стихотворений «Кипарисовый ларец», которая вышла в 1910 году. IV. Знакомство со сборником «Тихие песни». Анализ стихотворений – Обратите внимание на название сборника «Тихие песни» и сравните его с «громкими названиями» сборников  В.Брюсова «Граду и миру»; Бальмонта «Будем как солнце»; Вяч.Иванова «Кормчие звезд» и А.Блока «Стихи о  Прекрасной даме». Что можно сказать об авторе? Ответы учащихся: Поэт, назвавший так свой сборник, выбивается из общей группы лириков Серебряного века.  Он скромен, тих. Кажется, что он совсем не хочет, чтобы его заметили, но это не так. Темы, затронутые в «Тихих песнях», нашли отклик в творчестве многих поэтов этого периода. Может, такова его мудрость: громко не значит хорошо. – Обратимся к стихотворению И.Ф.Анненского «В дороге».  – Какие привычные картины русского пейзажа нарисованы? Какое чувство у лирического героя вызывают?  Обратите внимание на эпитеты, их точность и выразительность. Ответы учащихся: Читая стихотворение «В дороге», мы, в первую очередь, обращаем внимание на пейзаж,  нарисованный поэтом. Картины привычны для русской поэзии: «холодный дождь», «мертвы линии обоза»,  «пятна нив и рощ» и т.д. Природа вызывает тоску и печаль у лирического героя. Это эмоциональное состояние  вызывают эпитеты, с помощью которых автор рисует нам нищенское, бедственное положение России. – Где и когда, в какое время года происходит действие? Какие знаки об этом свидетельствуют? Все ли образы  понятны? Ответы учащихся: Напрямую не сказано, какое время года. Но по деталям мы  понимаем, что перед нами картины поздней осени: «сизый пар по небу вьется», «в предчувствии мороза» и т.д.  Деревня. Не совсем понятен образ, нарисованный в 5 строфе. Возможно, он углубляет те страдания, которые  приходится испытывать мужикам. – Расскажите о состоянии лирического героя. С чем это связано? Ответы учащихся: Лирическому герою плохо: «тошно сердцу моему», – говорит он. Лирический герой страдает  от картины нищеты и невозможности помочь мужикам, видящим «кошмары снов». – Определите идею этого стихотворения. Ответы учащихся: Стихотворение «В дороге» о ранимости и совестливости лирического героя. Эти чувства он  испытывает при виде картин русской деревни. V. Сборник «Кипарисовый ларец». Анализ «Трилистника сумеречного» 1. Сообщение ученика об истории создания сборника «Кипарисовый ларец»– У сборника «Кипарисовый ларец» в какой­то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших  оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором  Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской  традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена  душа юноши Кипариса, любимца Аполлона. Возможно, в названии скрыта ещё одна тайна поэта — он хотел  вызвать ассоциацию со смыслом книги своего любимого французского поэта Шарля Кро «Сандаловый ларец». Композиционно «Кипарисовый ларец» состоит из трёх разделов: «Трилистники» — по три стихотворения в  каждом (три листка), «Складни» — по несколько стихотворений и «Размётанные листы». Каждый из циклов  связан внутри темой или мотивом, а все вместе циклы отражают единое миросозерцание автора. Каждый трилистник имеет название, служащее как бы ключом к содержанию стихов цикла («Трилистник  обречённости», трилистник лунный, призрачный, трилистник толпы, одиночества и так далее). Заглавие  является важнейшим элементом поэтики Анненского: оно, как правило, многозначно и имеет завуалированный  смысл. М.Волошин вспоминал о том, как Анненский читал свои стихи: “Иннокентий Фёдорович достал большие листы  бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он  всегда читал стоя)... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на  воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...” (Памятники культуры. Л., 1983. С.70). Кипарисовый ларец состоит из трех разделов: «Трилистники», «Складни», «Разметанные листы». 2. Беседа о стихотворениях, входящих в «Трилистник сумеречный» «Сиреневая мгла»  – Представьте реальную ситуацию стихотворения. Символом чего является сиреневая мгла для героя? Ответы учащихся: Возможно, сиреневая мгла – это символ безответной любви, любовного чувства, тяжкого,  безнадежного. – Обратите внимание на диалог. О чем просит герой, о чем мечтает? Какие образы созданы автором? Ответы учащихся: Это загадочное стихотворение в стиле символистской поэтики. Образы зашифрованы: она — “сиреневая мгла”, он — герой, тоскующий о любви, о желанной женщине, которая бы полюбила его, доверилась  ему. Ответ её загадочен, но достаточно прозрачен, если упоминается “омут” под “тонким льдом”. Омут — это  тоже символ, не сулящий ничего хорошего. «Тоска мимолетности»  – Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках? Что вообще человек переживает в это время  суток? Как сумерки действуют на героя? Ответы учащихся: Это стихотворение также создано в стиле символистской этики. Сумерки – это любимое  время поэтов­символистов. Вспомним, например, стихотворение Брюсова «Творчество». Именно в сумерках душа человека находится на границе добра и зла, тьмы и света. Для лирического героя сумерки «как­то ближе  розовых закатов». – Расскажите о состоянии лирического героя. Ответы учащихся: Лирический герой чувствует безнадежную унылость. Ему жаль всего, что связано с  последним «вечерним мгновением»: «желанье и тоска», «унылость и забвенье». Но лирическому герою тяжело,  в душе «ни струн, ни слез, ни ароматов». Она ничего не чувствует, кроме боли. Поэтому сумерки и  приближающаяся ночь ближе. «Свечку внесли» – Как поэт говорит о наличии двух миров, в которых живет человек? Ответы учащихся: Первые две строфы создают картину двух миров: мир реальный и «иная среда». – Чем характерен второй мир? Ответы учащихся: В этом мире мы живем совсем по­другому. «С тенью тень там так мягко слилась», мы  далекое слушаем и боимся спугнуть это ощущение таинственности, неразгаданности. Это «чуткий мир», который  может нарушить любое движение, любой свет. – Перечитайте последнюю строфу. Объясните её смысл. (Ответы учащихся) 3. Подведение итогов беседы– Почему, на ваш взгляд, стихотворения объединены в трилистник? Почему он назван сумеречным? Ответы учащихся: Все стихотворения этого трилистника объединены одной, как я думаю, темой. Состояние  лирического героя в моменты сомнений, любовных неудач, переживаний. Когда человеку приходится принимать  важное решение. А мне кажется, что стихотворения объединены общим ощущением безнадежности, тревоги, когда уже ничего  изменить нельзя. Когда свет только мешает… VI. Связь литературы с другими видами искусства – Стихотворения И.Ф.Анненского очень музыкальны. Прослушайте романс на его произведение «Среди  миров…» композитора А.Суханова. Как вы думаете, что скрывается под образом Звезды? (Ответы учащихся.) – Предлагаю послушать ещё одно стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и струны» из «Трилистника  соблазна». Стихотворение читает подготовленный ученик под музыкальное сопровождение прелюдии Д.С.Шостаковича  «Душа» – Какие ассоциации возникают при прослушивании этого стихотворения? (Ответы учащихся.) VII. Подведение итогов урока – Предлагаю вам впечатления о поэзии И.Ф.Анненского и знания, полученные о нем на уроке, высказать в  небольшом эссе «Поэзия, пережившая свой век…» Работы учащихся «Я, как настройщик, все лады перебираю осторожно…», – говорит о своей поэзии Иннокентий Федорович  Анненский. И кажется, что его лирика воздушна, недосягаема. До её понимания необходимо подняться, что не  так легко. Но музыкальность его стихов, необычность его образов оставляют в напряжении, не отпускают до тех пор, пока  его лирика не сольется с душой, не станет её частью. Особенно запомнились в связи с этим строки из  стихотворения «Смычок и струны»: Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось. Кажется, что возвышенная любовь невозможна в мире тоски, печали и страданий.  Так, как о любви писал Анненский, никто, по­моему, не писал еще. Её лики неповторимы и вечны. Поэтому и  поэзия И. Ф. Анненского бессмертна. С творчеством И.Ф.Анненского я познакомилась на сегодняшнем уроке литературы. Мне понравилась лирика  этого поэта. Заинтересовали «Трилистники»: они интригуют. Хочется разобраться в них, понять мысли поэта.  Романс на стихи Анненского «Среди миров» заставил меня задуматься о том, как много может один образ –  образ Звезды – вызвать ассоциаций. Это и любимая, и недосягаемый идеал, и, возможно, стремление к некоему  совершенству.  Мне кажется, поэзию невозможно однозначно объяснять. Именно поэтому стихотворения Иннокентия  Федоровича будут беспокоить и тревожить умы ещё долго. (Кожевникова Д.) (Абрамова Я.) VIII. Домашнее задание Выучить стихотворение «В дороге», подготовить анализ стихотворения «Смычок и струны», прочитать любую  статью из «Книги отражений» об уже известном поэте или писателе, письменно ответить на вопрос: что нового  открыл мне Анненский в своей статье? Использованная литература: 1. И.Ф.Анненский. Стихотворения и трагедии. – Л.: Сов.писатель, 1990 2. Надежда Бодрова. Лирика И.Ф.Анненского. Материалы к урокам в 11 классе. Из цикла «Я иду на урок».

Посмотрите также