«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина. Урок внеклассного чтения в 6-м классе Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М. М. Пришвина; способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край. Оборудование: • пк, проектор • выставка рисунков учащихся к “Кладовой солнца”, • выставка книг М. М. Пришвина, на съемном диске для проекции • карта России и карта Кимрского района. портрет писателя с записями: 1873-1954; агроном, писатель-путешественник, этнограф. Здесь же словарная статья: “Этнограф - специалист, изучающий быт, культуру какого-нибудь народа” Можно все это разместить на доске с эпиграфом урока: “Это, конечно, поэзия, но и еще что-то”. А.А. Блок.
Иконка файла материала Журавлиная родина у М.М. Пришвина..doc
«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина. Урок внеклассного чтения в 6-м классе Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское  отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М. М. Пришвина;  способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край. Оборудование:     пк, проектор выставка рисунков учащихся к “Кладовой солнца”, выставка книг М. М. Пришвина, на съемном диске для проекции карта России и карта Кимрского района. портрет писателя с записями: 1873­1954; агроном, писатель­путешественник, этнограф. Здесь же словарная статья: “Этнограф ­ специалист, изучающий быт, культуру  какого­нибудь народа” Можно все это разместить на доске с эпиграфом урока: “Это, конечно, поэзия,  но и еще что­то”. А.А. Блок. Ход урока 1. Беседа с учащимися. Слово учителя о пребывании Пришвина в наших краях: А) Что показалось вам очень знакомым в сказке – были “Кладовая солнца”?Ребята отвечают, что лес и болото, о которых пишет автор, как наши места. Ягоды эти также растут в наших  местах. Б) Слово учителя о том, что с 1921 года по 1928 год М. Пришвин жил в Талдоме, теперь Московской области .Он  приехал, чтобы изучить жизнь кустарей­ сапожников. Потом стал исследовать запасы торфа на болотах между  Дубной и Нерлью. М. М. Пришвин наблюдал животный т растительный мир нашего края, создал “Рассказы егеря Михал Михалыча”  (1923г.) и очерки о природе и людях нашего края. “Чрезвычайно интересный край для исследования”,­ писал он в этнографических заметках. В) Кто такой этнограф? Прочитайте словарную статью на доске. Г) Учитель рассказывает, что исследовал М.М. Пришвин наш край пешком, с ружьем и фотоаппаратом за спиной. В этих походах рядом с ним были собаки. Клички их о многом нам говорят. Назвал своих друзей­помощников  писатель Нерль и Хотча. О чем говорят вам клички собак? Посмотрите, ребята, на карту России и нашего района, найдите эти притоки Волги. Кто из вас был на этих  реках? 2. Знакомство с отрывками этнографических очерков. А) Прочитайте начало рассказа “Башмаки” вслух. Покажите на карте нашего района это место. Кто из вас был в  этих местах? Б) Учитель читает отрывок из рассказа “Мои тетрадки”: “Что это значит, талант?... всякий артист, кто делает  свое дело под пение птички” Вопросы классу: А) Почему башмачник Цыганок вспомнился автору во время пения птички? Б) Как пишет автор о певчей птичке? Прочитайте вслух. В) Какие изобразительные средства языка он использует? Г) Посмотрите на доску и прочитайте вслух эпиграф к уроку. Что, кроме поэзии,вы находите в этом рассказе? 3. Работа в группах с очерками из цикла “Рассказы егеря”. Ребятам предлагается собраться в группы по четыре человека. Каждая группа получает по очерку: “Журавли”,  “Утки”, Лось”, “Потыкушки”, “Клаудорфора”. Через пять минут предлагается ответить на вопросы и задания  учителя:  Приведите примеры “очеловечивания” животного мира автором.   Есть ли примеры сравнений в очерках? Что такое клаудорфора? Расскажите. Видели ли вы эту водоросль? Почему она исчезла? Предупреждал ли об этом М. М. Пришвин?  Писатель назвал наши края “Журавлиной родиной . Почему? Отвечает ли она сейчас своему названию?    Прав ли Александр Блок в своём высказывании о творчестве Михаила Пришвина? Как еще называет Пришвин местность между Дубной и Нерлью? Какой вывод должен сделать человек нашего времени с очерками о Пойме? В тетрадь запишите вопрос: “Что я узнал о своем крае благодаря М. М. Пришвину?” 4. Итоги урока. Оценки учителя. 5. Домашнее задание: письменно ответит на вопрос в тетради, запросить в Интернете сведения о заповеднике  “Журавлиная родина” и включит эти сведения в письменный ответ. На уроке были использованы ксерокопии очерков М. Пришвина из собрания сочинений 1983 г. “Худ. лит­ра”, М., т 3, т 5.

Посмотрите также