Зима в стихотворениях русских поэтов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способность мыслить нестандартно даётся не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать, анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. В лирическом произведении находит своё воплощение духовный мир автора. Осторожный и вдумчивый анализ стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к изучению пейзажной лирики. Всё, что создано человеком, – это капля в океане природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся связующим звеном между природой и остальным миром. О чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: “вода” и “огонь”, “цветок” и “звезда”. Поэзия представляет мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой. Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я разделила на несколько тем. 1. Поэтические воззрения древних славян на природу. 2. Природа как прообраз и идеал художественного творчества (на примере стихов поэтов-романтиков). 3. Растительные и анималистические мотивы пейзажной лирики. 4. Взаимоотношения человека и природы. 5. Пейзажи: идеальный, бурный, унылый, национальный, экзотический. 6. Времена года. 7. Пейзажи воображения. 8. Индивидуальные образы природы.
Иконка файла материала Зима в стихотворениях русских поэтов.doc
Зима в стихотворениях русских поэтов Способность мыслить нестандартно даётся не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие  интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из  возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать,  анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. В  лирическом произведении находит своё воплощение духовный мир автора. Осторожный и вдумчивый анализ  стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к  изучению пейзажной лирики. Всё, что создано человеком, – это капля в океане природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан  отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся связующим звеном между природой и остальным миром. О  чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: “вода” и “огонь”, “цветок” и  “звезда”. Поэзия представляет мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой. Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я разделила на несколько тем. 1. Поэтические воззрения древних славян на природу. 2. Природа как прообраз и идеал художественного творчества (на примере стихов поэтов­романтиков). 3. Растительные и анималистические мотивы пейзажной лирики. 4. Взаимоотношения человека и природы. 5. Пейзажи: идеальный, бурный, унылый, национальный, экзотический. 6. Времена года. 7. Пейзажи воображения. 8. Индивидуальные образы природы. В старших классах ученики уже достаточно хорошо владеют навыками анализа, и я предлагаю им урок на тему  “Зима в русской лирике”. Начинаю урок с небольшого вступительного слова. Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее  всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад  национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью  становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. Ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, воплощая художественные представления о самом небытии в его отношении к цветущему  земному бытию. Пусть нежный баловень полуденной природы, Где тень душистее, красноречивей воды, Улыбку первую приветствует весны! Сын пасмурных небес полуночной страны, Обыкший к свисту вьюг и рёву непогоды, Приветствую душой и песнью первый снег. Так начинает П.А.Вяземский свою знаменитую элегию “Первый снег”, на которую ссылается А.С.Пушкин в  “Евгении Онегине”. И действительно, снег 1817 года, описанный П.А.Вяземским, был первым снегом в русской поэзии. Вяземский  сознательно выбирает зиму как явление “пасмурной”, “полуночной” природы Севера, противопоставляя ей  “полуденный”, яркий мир Юга, где торжествует вечная весна. Но дальше он описывает зиму в таких ярких,  сияющих, солнечных красках, что любая весна перед нею меркнет: Лазурью светлою горят небес вершины; Блестящей скатертью подёрнулись долины,  И ярким бисером усеяны поля. На празднике зимы красуется земля… Южным поэтам неведомо такое восприятие снега и льда. У Данте лёд – это вещество ада: в 9­м круге грешники  вместе Люцифером наказываются вечным холодом, от которого тела покрываются ледяной коркой. В русской поэзии зима – праздник света.Лучше всех это выразил Ф.И.Тютчев. (Читает ученик). Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет  Ослепительной красой. ­ На что похожа зима у Ф.И.Тютчева? (Сон – “вещая дремота” природы, состояние грёзы и чистоты) ­ Где наиболее зримо совершается эта остановка жизни? Почему? (В лесу, где его застылость свидетельствует о силе зимних чар) ­ Какие черты главенствуют в образе зимнего леса? (Покой и блеск) ­ И дальше: “весь окутан, весь окован”, “в нём ничто не затрепещет”, но зато от солнечного луча “он весь  вспыхнет и заблещет ослепительной красой”. ­ В чём же суть зимних чар? (Движение прекращается, вся его сила и страсть в “ослепительной красоте”) ­ Это как бы законченное произведение искусства, изъятое из потока быстротечной жизни. Вечные снега  воплощают предельную ясность и чистоту космоса. Купаясь в солнечных лучах, снег не тает от их жара, но  преломляет в себе его свет. В этом взаимопроникновении небесного огня и холода заключается для  Ф.И.Тютчева некая главная идея о бессмертии, соединяющем начало жизни – огонь и начало смерти – холод. Посмотрим у Н.А.Некрасова: Нет глубже, нет слаще покоя, Какой посылает нам лес, Недвижно, бестрепетно стоя Под холодом зимних небес. ­ Здесь зима тоже сон. Какой? К чему он приближает? (К вечному успокоению и блаженству) ­ Это Дарья, потерявшая мужа, в поэме “Мороз, Красный нос” уходит из горькой и трудной жизни в сладкую  истому смерти. У Ф.И.Тютчева чистота и ясность снежного мира – бессмертие, у Н.А.Некрасова – смерть. У  Н.А.Некрасова – это русская фольклорная традиция сказок о Морозке, у Ф.И.Тютчева – эллинское понимание  космоса и стихий. ­ А что в их понимании зимы сходного? (Царство “заколдованного сна”, где “стынет” всё живое) ­ Какова же зима у А.С.Пушкина? Читаем: “Осень” “Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…” “Зимнее утро” “Зима. Что делать нам в деревне?..” “Бесы” ­ В каких образах предстаёт здесь зима? (В движении)­ Похожа она на сон? (Нет) ­ Всё изображение строится на контрасте: “скользить по зеркалу стоячих, ровных рек” – их неподвижностью  мерить быстроту собственного движения. Это же относится к теплу человеческого тела – поцелуй “пылает” на  морозе, жаром своим создавая контраст окружающему холоду: Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов! (“Зима. Что делать нам в деревне?”) Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа! ­ Какое слово встречается в том и другом двустишии? (Свежа) ­ Это главная особенность пушкинского восприятия не только зимы, но и мира вообще – контраст предмета и  ощущения, неожиданность их встречи. ­ Найдите в его стихах примеры активности лирического героя по отношению к миру. ­ Зима в изображении поэта, остужая природу, согревает человека, мороз всегда даётся в облачке горячего  пара, снег взрыт стремительными полозьями, лёд “трескается и звенит” под “блистающим копытом”.

Посмотрите также