Способность мыслить нестандартно даётся не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать, анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. В лирическом произведении находит своё воплощение духовный мир автора. Осторожный и вдумчивый анализ стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к изучению пейзажной лирики.
Всё, что создано человеком, – это капля в океане природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся связующим звеном между природой и остальным миром. О чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: “вода” и “огонь”, “цветок” и “звезда”. Поэзия представляет мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой.
Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я разделила на несколько тем.
1. Поэтические воззрения древних славян на природу.
2. Природа как прообраз и идеал художественного творчества (на примере стихов поэтов-романтиков).
3. Растительные и анималистические мотивы пейзажной лирики.
4. Взаимоотношения человека и природы.
5. Пейзажи: идеальный, бурный, унылый, национальный, экзотический.
6. Времена года.
7. Пейзажи воображения.
8. Индивидуальные образы природы.
Зима в стихотворениях русских поэтов
Способность мыслить нестандартно даётся не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие
интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из
возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать,
анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. В
лирическом произведении находит своё воплощение духовный мир автора. Осторожный и вдумчивый анализ
стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к
изучению пейзажной лирики.
Всё, что создано человеком, – это капля в океане природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан
отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся связующим звеном между природой и остальным миром. О
чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: “вода” и “огонь”, “цветок” и
“звезда”. Поэзия представляет мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой.
Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я разделила на несколько тем.
1. Поэтические воззрения древних славян на природу.
2. Природа как прообраз и идеал художественного творчества (на примере стихов поэтовромантиков).
3. Растительные и анималистические мотивы пейзажной лирики.
4. Взаимоотношения человека и природы.
5. Пейзажи: идеальный, бурный, унылый, национальный, экзотический.
6. Времена года.
7. Пейзажи воображения.
8. Индивидуальные образы природы.
В старших классах ученики уже достаточно хорошо владеют навыками анализа, и я предлагаю им урок на тему
“Зима в русской лирике”.
Начинаю урок с небольшого вступительного слова.
Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее
всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад
национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью
становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. Ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен
так многогранно, воплощая художественные представления о самом небытии в его отношении к цветущему
земному бытию.
Пусть нежный баловень полуденной природы,
Где тень душистее, красноречивей воды,
Улыбку первую приветствует весны!
Сын пасмурных небес полуночной страны,
Обыкший к свисту вьюг и рёву непогоды,
Приветствую душой и песнью первый снег.
Так начинает П.А.Вяземский свою знаменитую элегию “Первый снег”, на которую ссылается А.С.Пушкин в
“Евгении Онегине”.
И действительно, снег 1817 года, описанный П.А.Вяземским, был первым снегом в русской поэзии. Вяземский
сознательно выбирает зиму как явление “пасмурной”, “полуночной” природы Севера, противопоставляя ей
“полуденный”, яркий мир Юга, где торжествует вечная весна. Но дальше он описывает зиму в таких ярких,
сияющих, солнечных красках, что любая весна перед нею меркнет:
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
Южным поэтам неведомо такое восприятие снега и льда. У Данте лёд – это вещество ада: в 9м круге грешники
вместе Люцифером наказываются вечным холодом, от которого тела покрываются ледяной коркой.
В русской поэзии зима – праздник света.Лучше всех это выразил Ф.И.Тютчев.
(Читает ученик).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
На что похожа зима у Ф.И.Тютчева? (Сон – “вещая дремота” природы, состояние грёзы и чистоты)
Где наиболее зримо совершается эта остановка жизни? Почему? (В лесу, где его застылость свидетельствует о
силе зимних чар)
Какие черты главенствуют в образе зимнего леса? (Покой и блеск)
И дальше: “весь окутан, весь окован”, “в нём ничто не затрепещет”, но зато от солнечного луча “он весь
вспыхнет и заблещет ослепительной красой”.
В чём же суть зимних чар? (Движение прекращается, вся его сила и страсть в “ослепительной красоте”)
Это как бы законченное произведение искусства, изъятое из потока быстротечной жизни. Вечные снега
воплощают предельную ясность и чистоту космоса. Купаясь в солнечных лучах, снег не тает от их жара, но
преломляет в себе его свет. В этом взаимопроникновении небесного огня и холода заключается для
Ф.И.Тютчева некая главная идея о бессмертии, соединяющем начало жизни – огонь и начало смерти – холод.
Посмотрим у Н.А.Некрасова:
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес.
Здесь зима тоже сон. Какой? К чему он приближает? (К вечному успокоению и блаженству)
Это Дарья, потерявшая мужа, в поэме “Мороз, Красный нос” уходит из горькой и трудной жизни в сладкую
истому смерти. У Ф.И.Тютчева чистота и ясность снежного мира – бессмертие, у Н.А.Некрасова – смерть. У
Н.А.Некрасова – это русская фольклорная традиция сказок о Морозке, у Ф.И.Тютчева – эллинское понимание
космоса и стихий.
А что в их понимании зимы сходного? (Царство “заколдованного сна”, где “стынет” всё живое)
Какова же зима у А.С.Пушкина?
Читаем:
“Осень”
“Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…”
“Зимнее утро”
“Зима. Что делать нам в деревне?..”
“Бесы”
В каких образах предстаёт здесь зима? (В движении) Похожа она на сон? (Нет)
Всё изображение строится на контрасте: “скользить по зеркалу стоячих, ровных рек” – их неподвижностью
мерить быстроту собственного движения. Это же относится к теплу человеческого тела – поцелуй “пылает” на
морозе, жаром своим создавая контраст окружающему холоду:
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
(“Зима. Что делать нам в деревне?”)
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Какое слово встречается в том и другом двустишии? (Свежа)
Это главная особенность пушкинского восприятия не только зимы, но и мира вообще – контраст предмета и
ощущения, неожиданность их встречи.
Найдите в его стихах примеры активности лирического героя по отношению к миру.
Зима в изображении поэта, остужая природу, согревает человека, мороз всегда даётся в облачке горячего
пара, снег взрыт стремительными полозьями, лёд “трескается и звенит” под “блистающим копытом”.