Урок математики в 9 классе «Знай и люби свой край»
Учитель математики: Саримова Н.Р.
М БОУ СОШ №16 г. Бугульма РТ
Цели и задачи урока:
образовательная: формирование у учащихся умения решать текстовые задачи, коррекция мыслительных процессов на основе решения задач в классификации и обобщении;
развивающая: развитие заинтересованности к решению задач, расширение кругозора учащихся;
воспитательная:. способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Татарстан и воспитанию любви к природе родного края.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний учащихся
(Решение задач и домашнее задание организована по материалам типовых экзаменационных вариантов для 9 – го класса.)
Оборудование: Книги, открытки, иллюстрации с видами Республики Татарстан, города Бугульмы; карта Татарстана; атласы по географии для 9-го класса; плакаты, музыка. Проектор, компьютер и интерактивную доску можно использовать для показа слайдов с видами на культурные наследия Татарстана.
Ход урок
"Увидеть и познать свой край можно
либо своими глазами, либо с помощью книг"
(М. В. Ломоносов) Организационный момент.
Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это задачи с практическими содержаниями.
Урок проходит в форме заочной экскурсии к историческим жемчужинам республики Татарстан и города Бугульмы. Ученикам было задание приготовить небольшие сообщения об истории родного края. На уроке эти ученики исполняют роль "экскурсоводов", в ходе экскурсии будем решать различные задачи.
Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего-чего только нет в нашем краю! Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с родным краем.
Ученица: 20 ноября 1917 на съезде народов Поволжья (Милле Меджлисе) было принято решение о провозглашении на территориях Казанской и Уфимской губерний, а также части территорий прилегающих губерний Идель-Уральской Республики (Штата Идель-Урал), для чего была сформирована исполнительная коллегия. Несмотря на то, что это государственное образование было практически создано, запланированное на 1 марта 1918 формальное провозглашение не состоялось в связи с противодействием большевистских Советов и Революционного штаба Красной Армии. Однако национальное правительство «Забулачной республики» продолжало существовать некоторое время весной 1918. (Слайд 1)
Ученик: 27 мая 1920 постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР провозглашена и с 25 июня 1920 организована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика на территории, выделенной из Казанской и прилегающих губерний около 68 тыс. км². Первый пункт ст.1 имел примечание о возможном дальнейшем присоединении населённых татарами Бирского и Белебеевского уездов (территория современного Западного Башкортостана) согласно волеизъявлению их населения, но плебисциты в них так и не были проведены (Слайд 2)
Ученица: С 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарии, преобразовав её в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан». (Слайд 3)
Ученик: Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.Протяженность республики с севера на юг 290 км, а с запада на восток - 460 км. (Слайд 4)
Ученица и ученик: Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. Отношение ширины флага к его длине-1:2. Цвета означают: зеленый-зелень весны, возражение; белый- цвет чистоты; красный- зрелость, энергию, силу, жизнь. (Слайд 5)
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб республики Татарстана выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму (Слайд 6)
( после выступления т.е. рассказов учеников учитель задает вопросы на повторение)
Учитель: 1. Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
2. Что такое круг?
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем решать задачи, которые помогут вспомнить название главной мечети Казани, Татарстана и татарского народа. Возведенная в кремле мечеть символизирует мирное сосуществование двух главных религий республики - мусульманской и православной, столицы Волжской Булгарии. В 922 году жители этого средневекового государства приняли ислам, связав свою культуру с мусульманским миром. Задачи решаем на доске и в тетрадях. Ответы подчеркиваем.
(В ходе решения учитель задает классу дополнительные вопросы.)
Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Казани, столицы Татарстана, до древнего города- Древнего Биляра, который в русских летописях был назван "Великим городом Булгарским"; используя масштаб, определите это расстояние в километрах.
(Справка: сегодня на месте средневекового города находятся село Болгары и обширное Болгарское городище)
(Один ученик работает у доски, остальные измеряют в своих атласах.)
Что называется масштабом карты? [Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.] Решение. Расстояние на карте равно 0,4 см. Масштаб 1:50 000 000. Таким образом, расстояние от Казани до Древнего Биляра равно 0,4 см • 50 000 000=20 000 000 см=200 000 м=200 км. Ответ: 200 км.
Ученица: 23 декабря 1781 года в Санкт-Петербурге Екатерина II подписала указ о присвоении Бугульминской слободе статуса уездного города.
В исторической науке принято считать годом рождения того или иного населенного пункта дату первого упоминания о нем в летописях или иных достоверных источниках. Как утверждает изданный в 1830 году сборник "Полное собрание законов Российской империи", первое упоминание о Бугульме датируется 1736 годом. Это и есть официальный год рождения нашего города. Таким образом, в 2011 году Бугульме исполниться не 230, а 275 лет. В будущем, видимо, следует именно так вести ее летоисчисление.
Согласно первым упоминаниям о Бугульме, это была небольшая деревушка в лесу у речки, рядом с наезженной купеческой дорогой (впоследствии — большой Московский тракт). В ней проживали 9-12 семей теп-тярей. ("Тептяри — лица небашкирского населения, живущего среди башкир в 17-20 веках, как правило, татары, марийцы или мордва). Исходя из этого, первый дом у речки Бугульминки (судя по ее названию, здесь поселились именно татары) был срублен где-то на рубеже 17-18 веков. (Слайд7)
Ученик: Имя12 декабря 1976 года в передаче Всесоюзного радио "В мире слов" московские ученые перевели слово "Бугульма" как "Быковка", исходя из того, что корень слова "буг" на тюркских языках означает "бык". Отсюда Бугульма — Быковка. В 1981 году, когда город отмечал свое 200-летие, по Всесоюзному радио еще раз повторили эту версию перевода слова "Бугульма". Это, так называемый, "научный" вариант. Есть еще целый ряд вариантов народных, в которых присутствует и чиновник с Уральских заводов, и мифическая собака, и еще много чего. К верному переводу на русский язык названия нашего города эти варианты не имеют никакого отношения. "Бөгелмә" на татарском языке означает "серпантин", нечто извилистое, постоянно меняющее направление. Любой бугульминец, пройдя вдоль речушки, пересекающей город, может убедиться, насколько она извилиста. Поэтому никто в нашем городе и не сомневается, что Бугульма означает — "серпантин". Есть, правда, еще глагол с таким же написанием и произношением. В нем заключен обратный смысл: не сгибайся, будь стойким, не кланяйся. Вот это единство противоположностей, заключенных в одном слове, натолкнуло как-то наших земляков на идею девиза к гербу города: "Гибкий ум и несгибаемая воля". Слова красивые и гордые. Может быть, когда-нибудь геральдика будет в нашей стране утверждена официально и эти слова действительно станут девизом города. Но уж тогда подтверждать их справедливость бугульминцам надо будет ежедневно. А это непростое дело. (Слайд 8)
Ученица: Герб Он дан Бугульме Екатериной Второй и описан в "Полном собрании законов Российской империи" так: "В голубом поле серебристая рыба с голубыми пятнами, называемая пеструшкой (местное название форели — прим. ред.), коей сей страны воды весьма изобилуют".Изобиловали, к сожалению. Так же, как хариусом и другими ценными породами рыб. Правда, в низовьях некоторых речушек, берущих начало в Бугульминском районе, форель еще, бывает, попадается удачливым рыболовам. Скажем, в Сулке ее ловили и в наши дни.
После 1986 года, когда в стране изменились ориентиры, а история вновь стала предметом пристального изучения, на свет из пыли забвения вновь извлекли гербы, девизы и прочую атрибутику, которая когда-то была для наших земляков священной. Бугульминцы сделали это несколько раньше, широко отмечая 200-летие города. Тогда и в государственных учреждениях, и на первой странице городской газеты появился герб Бугульмы. (Слайд 9)
В 2007 году в Государственные геральдические регистры Российской Федерации и Республики Татарстан внесен и утвержден новый официальный символ города и района. Его геральдическое описание гласит: «В червленом (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью, завершенной серебром и обремененной серебряной рыбой, покрытой попеременно серебряной и лазоревой чешуей, -зеленый холм и над ним –отвлеченный серебряный купол, завершенный малым шпилем». Голубая волнистая оконечность с изображением на ней рыбы-пеструшки символизирует историческую связь района и города Бугульмы, в историческом гербе которого была изображена рыба в знак изобилия местных рек. Голубой цвет – символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений. Серебряная волна указывает на извилистую реку Бугульминку и другие речки, протекающие по территории района. Холм подчеркивает природно-географические особенности района, его рельеф: Бугульминский район расположен в наиболее возвышенной части республики - одноименном плато. Зеленый цвет дополняет природную составляющую герба, являясь символом природы, сельского хозяйства, здоровья, жизненного роста и развития. Ажурный купол здания символизирует историческое наследие района и города, который является одним из красивейших исторических городов Татарстана. Серебро – символ чистоты и совершенства, мира и взаимопонимания. Красный цвет – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника». Задача 2 .Расстояние от Бугульмы до Казани на карте 5 см. Найдите расстояние между городами, если масштаб карты Татарстана 1:450000.
Задача 3 .Число учащихся во всех учебных заведениях г. Бугульмы 4658 человек обоего пола, что составляет 4,9 % от всего населения города. Найти число жителей Бугульмы?
Задача. 4. Высота "прямоугольного основания" (цоколя) Николо-Нисской церкви составляет 2/5 общей высоты. Высота основного здания церкви, которое состоит из двух частей: четверик и восьмерик, составляет 18% общей высоты, а высота купола с колокольней равна 6, 24 м. Чему равна высота Николо-Нисской церкви?
Задача. 5. В 1914 году в связи с отклонением башни Сююмбике - символа царства Казанского, что составляло 66 см; были проведены реставрационные работы. Во сколько раз изменилось отклонение шпиля, если на сегодняшний день оно составляет 1м 98см?
Задача.6. Из города Бугульма в город Бугуруслан, расположенный на расстоянии 120 км, отправился автобус со скоростью 45 км/ч. Как только автобус проехал треть пути, вслед за ним выехала машина. В Бугуруслан они прибыли одновременно. Найдите скорость машины (в км/ч).
Задача.7. Моторная лодка прошла против течения реки «Волга» 60 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 45 минут меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Итог урока:
Вопросы: 1. Какие процессы описываются в решенных задачах?
2.Какими величинами характеризуются эти процессы? Как связаны эти величины?
Домашнее задание:
Задача 1. Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно, за 2 часа. За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она, действуя одна, наполняет бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?
Задача 2. Из города Бугульма в город Казань выехал автобус. Спустя 0,5 ч вслед за ним выехал автомобиль. Через 1,1 ч после своего выхода он, обогнав автобус, находился на расстоянии 2 км от него. Найдите скорость автобуса, если известно, что она на 20 км/ч меньше скорости автомобиля.Разработка урока математики для 9 класса с использованием историю родного края г.Бугульма Республика Татарстан и задачи по этой теме
Урок математики в 9 классе.docx
Урок математики в 9 классе «Знай и люби свой край»
Учитель математики: Саримова Н.Р.
М БОУ СОШ №16 г. Бугульма РТ
Цели и задачи урока:
образовательная: формирование у учащихся умения решать текстовые задачи, коррекция
мыслительных процессов на основе решения задач в классификации и обобщении;
развивающая: развитие заинтересованности к решению задач, расширение кругозора
учащихся;
воспитательная:. способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию
патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим и культурным ценностям Республики Татарстан и воспитанию любви к
природе родного края.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний учащихся
(Решение задач и домашнее задание организована по материалам типовых экзаменационных
вариантов для 9 – го класса.)
Оборудование: Книги, открытки, иллюстрации с видами Республики Татарстан, города
Бугульмы; карта Татарстана; атласы по географии для 9го класса; плакаты, музыка.
Проектор, компьютер и интерактивную доску можно использовать для показа слайдов с
видами на культурные наследия Татарстана.
Ход урок
"Увидеть и познать свой край можно
либо своими глазами, либо с помощью книг"
(М. В. Ломоносов)
Организационный момент.
Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это
задачи с практическими содержаниями.
Урок проходит в форме заочной экскурсии к историческим жемчужинам республики
Татарстан и города Бугульмы. Ученикам было задание приготовить небольшие сообщения
об истории родного края. На уроке эти ученики исполняют роль "экскурсоводов", в ходе
экскурсии будем решать различные задачи.
Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он
неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной
местом, где родился и вырос. Наша Родина Республика Татарстан на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить
со многими государствами Европы. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса,
разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные
лесные озера и овраги, заросшие орешником, чегочего только нет в нашем краю! Сегодня
наша с вами задача – поближе познакомиться с родным краем.
Ученица: 20 ноября 1917 на съезде народов Поволжья (Милле Меджлисе) было принято
решение о провозглашении на территориях Казанской и Уфимской губерний, а также части
территорий прилегающих губерний ИдельУральской Республики (Штата ИдельУрал), для
чего была сформирована исполнительная коллегия. Несмотря на то, что это
государственное образование было практически создано, запланированное на 1 марта 1918
формальное провозглашение не состоялось в связи с противодействием большевистских
Советов и Революционного штаба Красной Армии. Однако национальное правительство
«Забулачной республики» продолжало существовать некоторое время весной 1918. (Слайд
1)
Ученик: 27 мая 1920 постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР провозглашена и с 25
июня 1920 организована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика
на территории, выделенной из Казанской и прилегающих губерний около 68 тыс. км².
Первый пункт ст.1 имел примечание о возможном дальнейшем присоединении населённых
татарами Бирского и Белебеевского уездов (территория современного Западного
Башкортостана) согласно волеизъявлению их населения, но плебисциты в них так и не были
проведены (Слайд 2)
Ученица: С 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял декларацию о
государственном суверенитете Татарии, преобразовав её в «Татарскую Советскую
Социалистическую Республику — Республику Татарстан». (Слайд 3)
Ученик: Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточноевропейской
равнине, в месте слияния двух крупнейших рек Волги и Камы. Казань находится на
расстоянии 797 км к востоку от Москвы.Протяженность республики с севера на юг 290 км,
а с запада на восток 460 км. (Слайд 4)
Ученица и ученик: Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой
прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного
цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по
ширине полосами зеленого и красного цветов. Отношение ширины флага к его длине1:2.
Цвета означают: зеленыйзелень весны, возражение; белый цвет чистоты; красный
зрелость, энергию, силу, жизнь. (Слайд 5)
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого
барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска
солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании
которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из
восьми лепестков. Герб республики Татарстана выполнен в цветах флага Татарстана; имеет
круглую форму (Слайд 6) ( после выступления т.е. рассказов учеников учитель задает вопросы на повторение)
Учитель: 1. Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?
2. Что такое круг?
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем решать задачи, которые помогут вспомнить
название главной мечети Казани, Татарстана и татарского народа. Возведенная в кремле
мечеть символизирует мирное сосуществование двух главных религий республики
мусульманской и православной, столицы Волжской Булгарии. В 922 году жители этого
средневекового государства приняли ислам, связав свою культуру с мусульманским
миром. Задачи решаем на доске и в тетрадях. Ответы подчеркиваем.
(В ходе решения учитель задает классу дополнительные вопросы.)
Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Казани, столицы Татарстана, до
древнего города Древнего Биляра, который в русских летописях был назван "Великим
городом Булгарским"; используя масштаб, определите это расстояние в километрах.
(Справка: сегодня на месте средневекового города находятся село Болгары и обширное
Болгарское городище)
(Один ученик работает у доски, остальные измеряют в своих атласах.)
Что называется масштабом карты? [Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на
местности.] Решение. Расстояние на карте равно 0,4 см. Масштаб 1:50 000 000. Таким
образом, расстояние от Казани до Древнего Биляра равно 0,4 см • 50 000 000=20 000 000
см=200 000 м=200 км. Ответ: 200 км.
Ученица: 23 декабря 1781 года в СанктПетербурге Екатерина II подписала указ о
присвоении Бугульминской слободе статуса уездного города.
В исторической науке принято считать годом рождения того или иного населенного
пункта дату первого упоминания о нем в летописях или иных достоверных источниках.
Как утверждает изданный в 1830 году сборник "Полное собрание законов Российской
империи", первое упоминание о Бугульме датируется 1736 годом. Это и есть официальный
год рождения нашего города. Таким образом, в 2011 году Бугульме исполниться не 230, а
275 лет. В будущем, видимо, следует именно так вести ее летоисчисление.
Согласно первым упоминаниям о Бугульме, это была небольшая деревушка в лесу у речки,
рядом с наезженной купеческой дорогой (впоследствии — большой Московский тракт). В
ней проживали 912 семей тептярей. ("Тептяри — лица небашкирского населения,
живущего среди башкир в 1720 веках, как правило, татары, марийцы или мордва). Исходя
из этого, первый дом у речки Бугульминки (судя по ее названию, здесь поселились именно
татары) был срублен гдето на рубеже 1718 веков. (Слайд7)
Ученик: Имя12 декабря 1976 года в передаче Всесоюзного радио "В мире слов"
московские ученые перевели слово "Бугульма" как "Быковка", исходя из того, что корень слова "буг" на тюркских языках означает "бык". Отсюда Бугульма — Быковка. В 1981
году, когда город отмечал свое 200летие, по Всесоюзному радио еще раз повторили эту
версию перевода слова "Бугульма". Это, так называемый, "научный" вариант. Есть еще
целый ряд вариантов народных, в которых присутствует и чиновник с Уральских заводов, и
мифическая собака, и еще много чего. К верному переводу на русский язык названия
нашего города эти варианты не имеют никакого отношения. "Бөгелмә" на татарском языке
означает "серпантин", нечто извилистое, постоянно меняющее направление. Любой
бугульминец, пройдя вдоль речушки, пересекающей город, может убедиться, насколько она
извилиста. Поэтому никто в нашем городе и не сомневается, что Бугульма означает —
"серпантин". Есть, правда, еще глагол с таким же написанием и произношением. В нем
заключен обратный смысл: не сгибайся, будь стойким, не кланяйся. Вот это единство
противоположностей, заключенных в одном слове, натолкнуло както наших земляков на
идею девиза к гербу города: "Гибкий ум и несгибаемая воля". Слова красивые и гордые.
Может быть, когданибудь геральдика будет в нашей стране утверждена официально и эти
слова действительно станут девизом города. Но уж тогда подтверждать их справедливость
бугульминцам надо будет ежедневно. А это непростое дело. (Слайд 8)
Ученица: Герб Он дан Бугульме Екатериной Второй и описан в "Полном собрании законов
Российской империи" так: "В голубом поле серебристая рыба с голубыми пятнами,
называемая пеструшкой (местное название форели — прим. ред.), коей сей страны воды
весьма изобилуют".Изобиловали, к сожалению. Так же, как хариусом и другими ценными
породами рыб. Правда, в низовьях некоторых речушек, берущих начало в Бугульминском
районе, форель еще, бывает, попадается удачливым рыболовам. Скажем, в Сулке ее ловили
и в наши дни.
После 1986 года, когда в стране изменились ориентиры, а история вновь стала предметом
пристального изучения, на свет из пыли забвения вновь извлекли гербы, девизы и прочую
атрибутику, которая когдато была для наших земляков священной. Бугульминцы сделали
это несколько раньше, широко отмечая 200летие города. Тогда и в государственных
учреждениях, и на первой странице городской газеты появился герб Бугульмы. (Слайд 9)
В 2007 году в Государственные геральдические регистры Российской Федерации и
Республики Татарстан внесен и утвержден новый официальный символ города и района.
Его геральдическое описание гласит: «В червленом (красном) поле с лазоревой (синей,
голубой) оконечностью, завершенной серебром и обремененной серебряной рыбой,
покрытой попеременно серебряной и лазоревой чешуей, зеленый холм и над ним –
отвлеченный серебряный купол, завершенный малым шпилем». Голубая волнистая
оконечность с изображением на ней рыбыпеструшки символизирует историческую связь
района и города Бугульмы, в историческом гербе которого была изображена рыба в знак
изобилия местных рек. Голубой цвет – символ чести, благородства, духовности и
возвышенных устремлений. Серебряная волна указывает на извилистую реку Бугульминку
и другие речки, протекающие по территории района. Холм подчеркивает природно
географические особенности района, его рельеф: Бугульминский район расположен в
наиболее возвышенной части республики одноименном плато. Зеленый цвет дополняет
природную составляющую герба, являясь символом природы, сельского хозяйства, здоровья, жизненного роста и развития. Ажурный купол здания символизирует
историческое наследие района и города, который является одним из красивейших
исторических городов Татарстана. Серебро – символ чистоты и совершенства, мира и
взаимопонимания. Красный цвет – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника».
Задача 2 .Расстояние от Бугульмы до Казани на карте 5 см. Найдите расстояние между
городами, если масштаб карты Татарстана 1:450000.
Задача 3 .Число учащихся во всех учебных заведениях г. Бугульмы 4658 человек обоего
пола, что составляет 4,9 % от всего населения города. Найти число жителей Бугульмы?
Задача. 4. Высота "прямоугольного основания" (цоколя) НиколоНисской церкви
составляет 2/5 общей высоты. Высота основного здания церкви, которое состоит из двух
частей: четверик и восьмерик, составляет 18% общей высоты, а высота купола с
колокольней равна 6, 24 м. Чему равна высота НиколоНисской церкви?
Задача. 5. В 1914 году в связи с отклонением башни Сююмбике символа царства
Казанского, что составляло 66 см; были проведены реставрационные работы. Во сколько
раз изменилось отклонение шпиля, если на сегодняшний день оно составляет 1м 98см?
Задача.6. Из города Бугульма в город Бугуруслан, расположенный на расстоянии 120 км,
отправился автобус со скоростью 45 км/ч. Как только автобус проехал треть пути, вслед за
ним выехала машина. В Бугуруслан они прибыли одновременно. Найдите скорость машины
(в км/ч).
Задача.7. Моторная лодка прошла против течения реки «Волга» 60 км и вернулась в
пункт отправления, затратив на обратный путь на 45 минут меньше. Найдите скорость
лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Итог урока:
Вопросы: 1. Какие процессы описываются в решенных задачах?
2.Какими величинами характеризуются эти процессы? Как связаны эти
величины?
Домашнее задание:
Задача 1. Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно, за 2 часа. За
сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она, действуя одна, наполняет
бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?
Задача 2. Из города Бугульма в город Казань выехал автобус. Спустя 0,5 ч вслед за ним
выехал автомобиль. Через 1,1 ч после своего выхода он, обогнав автобус, находился на
расстоянии 2 км от него. Найдите скорость автобуса, если известно, что она на 20 км/ч
меньше скорости автомобиля.
Знай свой край
Знай свой край
Знай свой край
Знай свой край
Знай свой край
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.