Тема: «Знаки « + » (плюс), « - » (минус), « = » (равно)»
Планируемые результаты (целевые установки)
Предметные — составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложение (вычитание), с указанием на каждой из них ключевых слов: «Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось»; читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков «+» (плюс), « - » (минус), « = » (равно).
Метапредметные:
(Р) — формулировать цель и осознавать и принимать учебную задачу урока; оценивать результаты своей деятельности по критериям (восстанавливать записи по рисункам, писать цифры);
(П) — ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, восстанавливать записи по рисункам, заполнять ячейки таблицы, определяя условия, выявлять закономерность, делать выводы;
(К) — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы, объяснять свою точку зрения, используя простые речевые средства.
Тема: «Знаки « + » (плюс), « - » (минус), « = » (равно)»
Планируемые результаты (целевые установки)
Предметные — составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим
действие сложение (вычитание), с указанием на каждой из них ключевых слов:
«Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось»; читать, записывать и
составлять числовые выражения с использованием знаков «+» (плюс), « - » (минус), «
= » (равно).
Метапредметные:
(Р) — формулировать цель и осознавать и принимать учебную задачу урока;
оценивать результаты своей деятельности по критериям (восстанавливать записи по
рисункам, писать цифры);
(П) — ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск
необходимой информации; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов,
восстанавливать записи по рисункам, заполнять ячейки таблицы, определяя условия,
выявлять закономерность, делать выводы;
(К) — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение;
отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы, объяснять свою точку зрения,
используя простые речевые средства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте.
II. Актуализация знаний
- А начнём мы наш урок с математической разминки
1. Логическая разминка.
- Сколько хвостов у трех китов? (3)
- Сколько ушей и двух мышей? (4)
- У кого больше лап, у утки или у утенка?
В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине? (3)
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (2)
По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур? (3)
2. Устный счёт Посчитаем от 1 до 20 (Приготовили ладошки, счёт двойками)
Какое число следует за числом 7, за числом 14, за числом 9?
Какое число стоит перед числом 8, 12, 5?
Какое число стоит между числами 9 и 11?
3. Работа с геометрическим материалом
- Внимательно посмотрите и найдите два одинаковых домика.
(1 и 4)
- Почему вы так считаете?
- Какие геометрические фигуры использовали для изображения этих домиков?
III. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте, кто живёт в первом домике.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
- Чтобы ему не было скучно, добавим ему друга.
- Сколько ежей стало?
- В домике жил один ёжик. Какой цифрой мы его обозначим? (1)
- Добавили ещё одного. Какой цифрой обозначим его? (1)
- Сколько ежей стало? (2)
- Стало больше или меньше?
- Каким словом можно заменить слово добавить? (сложить)
- А кто знает, каким математическим знаком можно заменить слово добавить,
сложить? (+)
- Плюс – знак добрый, он всем дает, прибавляет и всего становится больше.
Послушайте стихотворение про этот знак.
Я – плюс,
И этим я горжусь.
Я для сложения гожусь
Я – добрый знак соединенья
И в том мое предназначение.
- Какую работу он выполняет? (Он всем дает, прибавляет, всего становится больше.)
2- А чей же этот домик?
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
- В этом домике зайчиков столько же сколько ежей. Сколько зайчиков? (2)
- Один зайчик убежал, я его уберу.
- Сколько зайчиков осталось?
- Сколько зайчиков было? (2)
- Сколько убежало (убрала)? (1)
- Сколько осталось?
- Осталось больше или меньше, чем было?
- Как вы думаете, каким математическим знаком можно заменить слово убрать,
уберу? (-)
- Этот знак у всех отбирает, отнимает и всего становится меньше. Послушайте
стихотворение о нем.
Я – минус.
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю
Я свою роль лишь выполняю.
- Какое имя у математического знака, который все отбирает, и всего становится
меньше?
- Посмотрите на записи, которые у нас получились. Кто сможет их прочитать?
(читают записанные на доске выражения)
- Вы произносите слово получится, а как это записать, может кто-нибудь знает?
- Чтобы записать слово получится, используют знак равно (=) и такие записи
(показ на доску) называют выражения.
- Давайте вместе прочитаем выражения у нас на доске, используя новые термины.
(Двумя способами).
- И так какие же знаки используют математики, для записи выражений?
- Какую работу выполняют эти знаки?
3- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться читать, записывать и
составлять числовые выражения с использованием знаков «+», «-», «=»).
IV. Работа по теме урока.
1. Обсуждение задания нового материала из учебника.
-Откройте учебник на стр.54
- Составьте рассказ, используя верхние три картинки.
- Прочитайте равенство.
- Составьте рассказ по следующим трём картинкам.
- Прочитайте равенство.
- Почему используют знак «-»?
Вывод: Для записи по рисунку действия прибавления, увеличения используется знак
«+», действия вычитания (уменьшения) знак «-», для записи результата действия
знак «=».
2. Задание 1 стр.54-55 (Дети выполняют на листочках).
- Составьте рассказ по рисункам. Восстановите запись.
Проверка (работа в паре).
- Ребята первого варианта расскажите своему однокласснику, какой у вас получился
рассказ по первым трём рисункам.
- Ребята второго варианта расскажите своему однокласснику, какой у вас получился
рассказ по второй группе рисунков.
- Проверим. (Один ученик отвечает, другие, используя сигнальные карточки,
проверяют.)
V. Первичное закрепление.
1. Задания-тренажёры «Находим оставшиеся шарики», «Находим решение задачи».
2. Самостоятельная работа с самооценкой.
а) Задание 1 из «Рабочей тетради» стр.42
- Откройте рабочую тетрадь на стр.42.
- Восстановите записи к каждому рисунку.
Проверка
- Прочитайте записи, которые у вас получились (Один читает, другие проверяют,
используя сигнальные карточки).
4б) Задание 4 на стр.43.
- Вставь в кружок знак +, - или равно, чтобы получилась верная запись.
Проверка.
- Почему выбрали знак «+»? (Стало больше). Почему выбрали знак «-»?
VI. Закрепление изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, что такое множество?
1. Выполнение №3 из учебника (стр.55)
2. № 5 стр.43 из «Рабочей тетради»
VII. Итог урока (рефлексия понимания).
Скоро прозвенит звонок,
И закончится урок.
- Что нового узнали на уроке?
- С какими математическими знаками познакомились?
- Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо усвоили материал и можете
объяснить товарищу, то покажите солнышко. А если были ошибки или что-то не
совсем поняли, покажите солнышко с тучкой.
- Я рада за вас, вы все очень хорошо поработали на уроке, и думаю, что справитесь и
с последним заданием.
- Расставьте зверюшек.
«Ёж находится слева от зайчика, а зайчик слева от лисы. В каком порядке они
находятся?» (Ёж, заяц, лиса).
- Молодцы! Урок окончен.
5