Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи. Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи. Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: объяснение нового материала Форма проведения: слайдовая презентация с применением информационных технологий, интерактивная доска. Оборудование: компьютерная мультимедиа проектор презентации, созданная в среде MS POWER POINT на тему: “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”.
Иконка файла материала Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина.doc
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина Цели: Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего,  составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того,  к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы  использования обращений в различных стилях речи. Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать  стилистические особенности обращений в разговорной речи. Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно  относиться к нему. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: объяснение нового материала Форма проведения: слайдовая презентация с применением информационных технологий, интерактивная  доска. Оборудование: компьютерная мультимедиа проектор презентации, созданная в среде MS POWER POINT на  тему: “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”. Ход урока Учитель русского языка: Ребята, у нас сегодня необычный урок­ урок русского языка и литературы. Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”. Мы научимся находить обращения в  тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания. А для начала давайте проверим домашнее задание. Вы справились? Молодцы! Проверим 1 и 3 предложение из упражнения. Ученик читает предложение и объясняет. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клён Учитель русского языка: Дайте определение однородным членам (дети отвечают навопрос). Летом ребята приносили цветы: ромашки, васильки, колокольчики. Учитель русского языка: Дайте определение обобщающему слову (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята! Переходим ко второй части урока. Учитель русского языка: Вот эти знания, навыки, полученные на предыдущих уроках необходимы будут при  изучении обращений. Представьте себе такую ситуацию: вы звоните другу, не называя его по имени. Допустим, вы спрашиваете о  расписании уроков. Уважительное это обращение или нет! (Если этот человек знаком, то мы к нему обращаемся  по имени) Ведь, если обратиться к человеку, не называя его имени, он может не понять, что обращаются именно к нему.  Да и более уважительно считается обращение по имени. Приведем примеры нескольких ситуаций: Попросите у него что­нибудь. Например, Маша, дай мне, пожалуйста, карандаш! Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем. И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают). 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”) 2. Чем вы, гости, торг ведёте? (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о  прекрасной царевне лебеди) 3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о  прекрасной царевне лебеди) Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения? Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне  его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди Учитель литературы: Запишите предложения. Назовите обращения ( дети отвечают). Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях. Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки,  учили наизусть большое количество стихотворений. Что вы знаете о жизни Пушкина? Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили  литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке  маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку  отца. Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в  Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Учитель литературы: А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил  гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт оставил верен всю жизнь. Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”. Любезный именинник,  О Пущин дорогой А. Пушкин “К Пущину” О Дельвиг! Начертали Мне музы мой удел… А. Пушкин “К Дельвигу” Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… А.С. Пушкин Учитель литературы: Назовите обращения во всех предложениях. Запишите обращения к потомкам. Молодцы! Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт­ Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной,  братской семьёй. Учитель русского языка: Обращаем внимания на предложения, данные в начале урока. Вы научились находить обращения. А ещё какую закономерность вы заметили в обращении? 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.О, …. 2. Чем вы, гости, торг ведёте? … ,О, ….? 3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! … , О! Вывод: 1. Место обращения в предложении может быть свободным; 2. Обращение состоит из одного или нескольких слов. Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Физкультминутка Вышла мышка как­то раз Поглядеть, который час Раз, два, три, четыре Мыши дёрнули за гири Вдруг раздался страшный звон Убежали мышки вон. Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая “Сказка о мёртвой  царевне и о семи богатырях”. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка? Дети: Хорошее, радостное. Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили  художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. Найдите обращения в тексте ­ сказки. Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть) Учитель русского языка: Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения,  расставим знаки препинания. 1. “Ах ты мерзкое стекло!  Это врёшь ты мне назло.  Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь­ то успокою!” 2. Ветер ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. Вывод: Вы научились не только находить, выделять голосом в тексте обращения, но и выделять их знаками  препинаниями. Учитель литературы: Внимание! Вернемся к сказке. По каким личным качествам мы определяем характер  человека? Дети: По манерам разговора, обращений, мы можем судить о воспитанности человека. Ещё один важный момент. Так вот: от того каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение  портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого.  Чувства не обязательно выражать громко. Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с  благодарностью, т.е. по обращению можно понять, каков человек. Учитель русского языка: Ребята перед вами предложение. Я вам, друзья, открою сказочный мир.Учитель русского языка: Выделите грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. Постройте предложение так, чтобы слово ДРУЗЬЯ выступало в роли подлежащего. Друзья откроют сказочный мир. Какой можно сделать вывод: Обращение просто называет предмет (лицо) Подлежащее называет предмет, который действует или имеет какие­ нибудь признаки. Вывод: Обращения не являются членом предложения. Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились на уроке? Дети:  Научились находить обращения в тексте.   Место обращения в предложении может быть свободным Выделять его с помощью знаков и интонационно. Оценки за урок. Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько  важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки  препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не  забывайте об этом. Тест “Как я усвоил обращение!” 1 вариант: 1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда. 2. К утру мороз крепчал. 3. Получай свою одежду товарищ по несчастью. 4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила? 5. Цветик научи меня сочинять стихи. 2 вариант: 1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. Эй братец загораешь? 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями. 5. Догорай костер дотла. Результаты: 1 вариант – 1,3,4,5. 2 вариант – 1,2,3,5. Домашнее задание: 1 группа – упр 206 стр. 86. 2 группа – найти в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями. 3 группа – написать записку своим родителям о причине вашей возможной задержке в школе, используя  обращения. Презентацию можно получить у автора статьи.

Посмотрите также