Конспект № 1
Тема: знакомство с согласным звуком [с] и буквой С.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с];
развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений;
развитие уверенности в своих силах;
анализ развития звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.
Задачи: познакомить с согласным звуком [с], развивать артикуляционную моторику, длительный и плавный выдох, зрительное и слуховое внимание, учить конструировать букву из элементов.
Оборудование: схема звука [с] (Т.А.Ткаченко), предметные картинки для фланелеграфа (магнитной доски), тренажеры для воспитания выдоха, буквенный конструктор, таблица «Согласные звуки».
Ход занятия
I. Организационный момент
Сегодня мы с тобой познакомимся с маленькой девочкой Иришкой из волшебного городка (Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки [с], [с’], стр. 1).
II. Беседа о согласном звуке [с] и букве С.
Перед ребенком на доске схема звука [с] и буква С.
Давай вспомним, с какими звуками мы с вами познакомились? (С гласными звуками). При произнесении гласных звуков воздух свободно, без преград, выходит из широко открытого рта.
Сегодня мы с вами поговорим звуке [с]. Этот согласный звук. При произнесении звука [с] губы растягиваются в стороны и улыбаются, зубы сближаются и становятся преградой для воздуха, который выходит изо рта. Кончик языка находится за нижними зубами. По центру язычка проходит желобок, по которому, как ручеек, стекает холодный воздух.
Звук [с] на письме обозначается буквой С.
III. Показ логопедом правильной артикуляции звука [с]
Логопед длительно произносит звук [с] («песенка водички») и обращает внимание на положение органов артикуляции.
IV. Выполнение гимнастики по традиционной методике
1. Улыбка (лягушка) – статическое упражнение.
2. Хоботок (губы сомкнуты) – статическое упражнение.
3. Чередование упражнений 1-2.
4. Заборчик - статическое упражнение.
5. Бегемотик – статическое упражнение.
6. Лопатка - статическое упражнение.
7. Накажем непослушный язычок – динамическое упражнение.
8. Трубочка - статическое упражнение.
9. Вкусное варенье – динамическое упражнение.
10. Чистим зубки – динамическое упражнение.
11. Часики – динамическое упражнение.
12. Змейка – динамическое упражнение.
13. Конфетка – динамическое упражнение.
14. Витаминки (футбол) – динамическое упражнение.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка. Упражнения выполняются совместно педагогом и ребенком, обязательно перед зеркалом (Р.Г.Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», стр. 201-230 «Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики»).
III. Воспитание длительного выдоха
Сложить губы трубочкой и попеременно подуть на флюгер, цветок, бумажную снежинку, затем на высунутый изо рта язык.
IV. Развитие фонематического слуха.
Д/и «Повтори правильно»
Инструкция: сейчас я назову слоги. Слушай внимательно и повтори правильно.
Примерный речевой материал: па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-та-па, по-по-то, по-то-по, то-по-по, то-то-по.
V. Анализ звуковых сочетаний
Сколько звуков я произнесла? Назови первый звук.
Примерный речевой материал: ау, уа, ауи, иаы, эау, иоа.
VI. Конструирование буквы С из элементов.
Перед ребенком на столе разрезные элементы буквы С.
Инструкция: составь букву C из элементов.
VII. Итог занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.