ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 14.docx
Д а т а : 2 3 . 0 9 . 1 5 У р о к  14 Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а Ц ел и   д е я т е л ь н о с т и   п е д а г ог а :    ознакомить   с   гласным   звуком     [а];   научить   акцентированно произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные:  знают  буквы  А, а;  умеют  выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [ а]  в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета). Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :   логические  – построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать   и   сохранять   учебную   задачу;   адекватно   воспринимать   оценку   учителя   и товарищей; планировать своё действие. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь  формировать   коммуникативно­речевые   действия,   конструктивные   способы взаимодействия с окружающими. Личностные:   анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. I. Организационный момент. Х о д   у р о к а Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. II. Введение в тему урока. – Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А­а­а.) – Обратите внимание на форму открытого рта. – Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен. – Отгадайте  з а г а д к и : Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, – Произнесите первый звук в слове «арбуз». Так приятен он на вкус! И зовут его… (арбуз). Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку.                            (Мак.) – Произнесите второй звук в слове «мак». Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют.                       (Рябина.) – Произнесите последний звук в слове «рябина». 1III. Объявление темы и постановка учебной задачи. – Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а. IV. Открытие новых знаний. 1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др. – Постройте схему слова. – «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова. – «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.) – Назовите первый звук в слове. – Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. – «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Аньньюта.) – Назовите второй звук. – Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук. – «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (Анюююта.) – Назовите третий звук. – Объясните, какой это звук и как его обозначить. – «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.) – Назовите четвертый звук. – Объясните, как его нужно обозначить. – Назовите мягкую пару звука [ т] . – Выделите голосом последний звук в слове. – Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук. – Объясните, как его нужно обозначить. – Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.) – Сколько в слове звуков? – Определите, сколько в слове Анюта звуков [ а] ? (Два.) – Какие они по счету? (Первый и пятый.) – После какого согласного звука стоит второй звук [ а] ? (После твёрдого согласного.) – З а п о м н и т е   п р а в и л о : после твёрдых согласных звук [ а]  записывается буквой а. – Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.) –   Буква  А  –   заглавная,   пишется   только   в   начале   предложения,   слов,   которые   обозначают   имена   людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек. – Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы учеников.) Аналогично проводится работа с другими словами. – Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его. 2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику. Учитель просит учащихся р а с с м о т р е т ь   о б р а з ц ы  печатной буквы А, а. – Из каких элементов состоят буквы? БУКВА НА ДОРОГЕ А – автобус. Чётко, кратко. Здесь – и выход, и посадка.                   А. Шuбаев Всем известно, буква А – буква очень славная. Да к тому же буква А в алфавите главная. Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка, Палка так и палка так, а в середине палочка. 3. Составление предложений с данными словами.                       Э. Успенский 24. Выбор слов со звуком [а] в начале,  середине  и в конце слова  (по схемам). Работа по учебнику. – Назовите слова, которые начинаются со звука [ а] . – Назовите слова, в которых звук [ а]  находится в середине слова. – Назовите слова, в которых звук [ а]  находится в конце слова. – Объясните, почему слово «карта» было названо дважды. – Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.) – Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.) – Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке). – Найдите слово в слове «шарф». (Шар.) 5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать». – Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.) – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а. – Какой буквой обозначается звук [ а]  после твёрдых согласных? (Буквой а.) З в у к о б у к в е н н ы й   а н а л и з   н а з в а н и й   к а р т и н о к . – Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.) – Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ. – Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».) – Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать   его   клеточку   соответствующим   цветом.   В   клеточку,   под   которой   нарисовано   перо,   впишем соответствующую букву. – Обозначьте звук [ а]  буквой, вписав её в нужные клеточки. – После какого звука стоит звук [ а] ? (После твёрдого согласного.) – Повторите правило обозначения звука [ а] , стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.) 6. Разгадывание кроссворда. – Назовите слова со звуком [а]. – Что нарисовано на картинке? (Арфа.) – Объясните, что обозначает слово «арфа».  (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.) –   Произнесите   слово   «арфа»   медленно,   интонируя   каждый   звук   и   соотнося   последовательно   с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…) – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а]. – На каком месте в слове находится звук [а]? – Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука. Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде. В ы в о д : буква а обозначает гласный звук [а]. V. Итог урока. Игра на внимание. Учитель ч и т а е т   с т и х о т в о р е н и е   С. Маршака. …Вот мраморная арка Ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, 3А у ворот автобус ждёт… Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова – И все на букву… («А»). – Назовите слова на букву а. – Что нового узнали на уроке? 4