Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 3 . 0 9 . 1 5
У р о к 14
Тема:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а
Ц ел и д е я т е л ь н о с т и п е д а г ог а :
ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентированно
произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта»,
«луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя
фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного
труда.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять
выбор слов со звуком [ а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели
качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : логические – построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя)
строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой
для решения учебной задачи.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учётом.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Введение в тему урока.
– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (Ааа.)
– Обратите внимание на форму открытого рта.
– Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта,
незаметен.
– Отгадайте з а г а д к и :
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
– Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Так приятен он на вкус!
И зовут его… (арбуз).
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
– Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
– Произнесите последний звук в слове «рябина».
1III. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
IV. Открытие новых знаний.
1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
– Постройте схему слова.
– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
– Назовите первый звук в слове.
– Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Аньньюта.)
– Назовите второй звук.
– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (Анюююта.)
– Назовите третий звук.
– Объясните, какой это звук и как его обозначить.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
– Назовите четвертый звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Назовите мягкую пару звука [ т] .
– Выделите голосом последний звук в слове.
– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
– Сколько в слове звуков?
– Определите, сколько в слове Анюта звуков [ а] ? (Два.)
– Какие они по счету? (Первый и пятый.)
– После какого согласного звука стоит второй звук [ а] ? (После твёрдого согласного.)
– З а п о м н и т е п р а в и л о : после твёрдых согласных звук [ а] записывается буквой а.
– Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
– Буква А – заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают имена людей,
фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
– Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы учеников.)
Аналогично проводится работа с другими словами.
– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
Учитель просит учащихся р а с с м о т р е т ь о б р а з ц ы печатной буквы А, а.
– Из каких элементов состоят буквы?
БУКВА НА ДОРОГЕ
А – автобус. Чётко, кратко.
Здесь – и выход, и посадка.
А. Шuбаев
Всем известно, буква А – буква очень славная.
Да к тому же буква А в алфавите главная.
Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так, а в середине палочка.
3. Составление предложений с данными словами.
Э. Успенский
24. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
– Назовите слова, которые начинаются со звука [ а] .
– Назовите слова, в которых звук [ а] находится в середине слова.
– Назовите слова, в которых звук [ а] находится в конце слова.
– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
– Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
– Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в
средней строке, в нижней строке).
– Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
– Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква
А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
– Какой буквой обозначается звук [ а] после твёрдых согласных? (Буквой а.)
З в у к о б у к в е н н ы й а н а л и з н а з в а н и й к а р т и н о к .
– Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
– Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
– Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены
три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
– Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем
закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем
соответствующую букву.
– Обозначьте звук [ а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
– После какого звука стоит звук [ а] ? (После твёрдого согласного.)
– Повторите правило обозначения звука [ а] , стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных
звук [а] записывается буквой а.)
6. Разгадывание кроссворда.
– Назовите слова со звуком [а].
– Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой
треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с
соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)
– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
– На каком месте в слове находится звук [а]?
– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
В ы в о д : буква а обозначает гласный звук [а].
V. Итог урока. Игра на внимание.
Учитель ч и т а е т с т и х о т в о р е н и е С. Маршака.
…Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
3А у ворот автобус ждёт…
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва…
Какие вкусные слова –
И все на букву… («А»).
– Назовите слова на букву а.
– Что нового узнали на уроке?
4