Знакомство с буквой В (в). Урок - путешествие

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 58.docx
Дата:25.11.15 Урок:58 Тема:   Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Знакомство с буквой В (в)» Задачи: Обучающие:          Знакомство с буквой В (в). Урок ­ путешествие 1) сформировать представление о букве В и звуках [в], [в’];  Развивающие: 2)   создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно­аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:           3)   создание   благоприятного   психологического   климата   для   возможности   раскрытия   потенциала   каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия для   развития   умения   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою   деятельность,   использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Планируемые результаты обучения. Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания буквы В, проводить поэлементный анализ; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву В, в. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания;   сравнение   звукового   состава   слов,   качественная   характеристика   звуков;  логические   –  осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы В, в; моделирование звуковой схемы слов.  Р е г у л я т и в н ы е :  умеют  учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно­операционные действия. К о м м у н и к а т и в н ы е :  умеют  строить   понятные   для   слушателей   высказывания,   задавать   вопросы, формулировать простые выводы. Л и ч н о с т н ы е : понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении. Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета. I. Организационный момент. Введение в тему. – Отгадайте  з а г а д к и : Х о д   у р о к а Кто зимой холодной Бродит злой, голодный?  Сероватый, зубоватый, По полям рыщет, Телят, ягнят ищет.  (Волк.) (Волк.) – Как вы догадались, что это волк? По каким признакам? Что ещё вы знаете о волке?  1Волк – опасный хищник. Он охотится на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Нападают волки и на домашних животных. Зимой живут стаями. Но не бойтесь! У нас в гостях – Серый волк из русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк». Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.) – Верно. Помог Серый волк Ивану­царевичу добыть Жар­птицу, златогривого коня, похитить Елену Прекрасную. Иван­царевич поклонился Серому волку и простился с ним навсегда. Так заканчивается сказка. А нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить букву.  В – важна и величава. Очень много нужных слов От неё берут начало, Словно реки от ручьёв. Воздух, время, вьюга, ветер, Вальс, волшебник, водопад, Милый взгляд и синий вечер, Ветка вишни, виноград. Вилки, варежки, ватрушки, На носу весной – веснушки! Море плещется волной. Слов на В – полным­полно! II. Изучение нового материала. – Сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой В и звуками, которые она обозначает, научитесь писать заглавную и Т. Синицина строчную букву. 1. Звукобуквенный анализ слов «ветка», «волна». – Отгадайте  з а г а д к у : В тихую погоду нет нас нигде, Как ветер подует – бежим по воде.  (Волны.) – Рассмотрите схемы. Какая схема по количеству клеток совпадает с числом звуков в слове «волны»? – Проведите звукобуквенный анализ слова самостоятельно. Коллективно проводится анализ слова «ветка». – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. – Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки. П о к а з   о б р а з ц а   б у к в ы . НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА? Видишь: девочка Алёна Держит трубку телефона. Трубка телефонная – Буква В огромная, Может слушать и молчать, На вопросы отвечать. Букву В верблюд двугорбый На спине таскает – гордый. Одногорбому обидно – Буквы В на нём не видно.  С. Островский 2 В. Степанов– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз. Разделите слова на слоги, определите ударный слог. – Чем похожи и чем отличаются эти слова? (В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в слове «ветка» первый слог ударный, а в слове «волна» – второй.) 2. Игра «Живые буквы». Проводится со словами «ветка» и «волна». Ц е л ь   и г р ы : отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов. Учитель называет звуки: [в’], [а], [к’], [т], [э]. Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка». – Почему не получилось слова? (Нет буквы к.) – Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место?  Теперь прочитайте слово. – На место идёт ученик, у которого буква: •  ударного гласного звука; •  первого твёрдого согласного звука; •  первого согласного звука; •  гласного безударного звука; •  четвёртого звука. – Уберите буквы со схем в следующем порядке: •  букву, которой обозначен первый мягкий согласный звук слова «ветка»;  •  букву, которой обозначен первый твёрдый согласный звук слова «волна»; •  букву четвёртого звука в слове «ветка»; •  третью и четвёртую буквы слова «волна»; – Расскажите об оставшихся буквах. – Какая буква в слове «ветка» обозначает мягкий звук, а в слове «волна» – твёрдый? Приведите свои примеры слов на букву в. – Для записи каких слов потребуется заглавная буква? КУЗНЕЧИКИ Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг­скок, прыг­скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише. Высоко Прыгай на носках легко. (Учащиеся повторяют упражнения за учителем.) 3. Работа по букварю. Чтение слогов, слов.  – Прочитайте слоги по строчкам; по столбикам; с мягким согласным звуком; с твёрдым согласным звуком. – Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает твёрдый согласный звук. – Прочитайте слова, в которых два слога; три слога. –   Сравните   буквенный   и   слоговый   состав   слов   последнего   столбика.   Какие   слова   остались   непрочитанными? Почему? 5. Работа по букварю. Расшифровка слов. Анаграммы. – Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице. – Какие новые слова у вас получились? (Слово, весна.) – Составьте слова из двух частей. (Водолаз, вода, ванна.) 3– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву в.) – Рассмотрите образец строчной буквы в. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по­ разному они пишутся? Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы в на рабочей строке.  – Какая ещё строчная буква располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки? (б.) – Опишите направление движения руки при написании строчной буквы в. (Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведем линию вверх вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки,   ведем   линию   вверх   с   большим   наклоном.   Не   доходя   до   середины   широкой   вспомогательной   строки, начинаем закруглять, пишем петлю (петля пересекается на верхней линии рабочей строки), ведем руку вниз; у нижней линии рабочей строки закругляем вправо и пишем овал, который не доходит до верхней линии рабочей строки.) З а п и с ь  строчной буквы в. 7. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать». III. Итог урока. Вот кончается урок. Все старались, не ленились И чему­то научились. – Расскажите, что делали, что было самым трудным? – Кому захотелось прочитать сказку про Серого волка? – Что предстоит сделать на следующем уроке? 4