Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:25.11.15
Урок:58
Тема:
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Знакомство с буквой В (в)»
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с буквой В (в). Урок путешествие
1) сформировать представление о букве В и звуках [в], [в’];
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на
вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия
для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный
вариант написания буквы В, проводить поэлементный анализ; получат возможность научиться писать заглавную и
строчную букву В, в.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом
начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление
анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы В, в; моделирование звуковой схемы слов.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в
учебнооперационные действия.
К о м м у н и к а т и в н ы е :
умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы,
формулировать простые выводы.
Л и ч н о с т н ы е : понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению
трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
I. Организационный момент. Введение в тему.
– Отгадайте з а г а д к и :
Х о д у р о к а
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Сероватый, зубоватый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк.)
(Волк.)
– Как вы догадались, что это волк? По каким признакам? Что ещё вы знаете о волке?
1Волк – опасный хищник. Он охотится на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи
гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Нападают волки и на домашних животных. Зимой живут стаями.
Но не бойтесь! У нас в гостях – Серый волк из русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк». Кто читал
или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)
– Верно. Помог Серый волк Ивануцаревичу добыть Жарптицу, златогривого коня, похитить Елену Прекрасную.
Иванцаревич поклонился Серому волку и простился с ним навсегда. Так заканчивается сказка. А нам Серый волк
решил помочь в обучении грамоте и подарить букву.
В – важна и величава.
Очень много нужных слов
От неё берут начало,
Словно реки от ручьёв.
Воздух, время, вьюга, ветер,
Вальс, волшебник, водопад,
Милый взгляд и синий вечер,
Ветка вишни, виноград.
Вилки, варежки, ватрушки,
На носу весной – веснушки!
Море плещется волной.
Слов на В – полнымполно!
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой В и звуками, которые она обозначает, научитесь писать заглавную и
Т. Синицина
строчную букву.
1. Звукобуквенный анализ слов «ветка», «волна».
– Отгадайте з а г а д к у :
В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует – бежим по воде.
(Волны.)
– Рассмотрите схемы. Какая схема по количеству клеток совпадает с числом звуков в слове «волны»?
– Проведите звукобуквенный анализ слова самостоятельно.
Коллективно проводится анализ слова «ветка».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки.
П о к а з о б р а з ц а б у к в ы .
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА?
Видишь: девочка Алёна
Держит трубку телефона.
Трубка телефонная –
Буква В огромная,
Может слушать и молчать,
На вопросы отвечать.
Букву В верблюд двугорбый
На спине таскает – гордый.
Одногорбому обидно –
Буквы В на нём не видно.
С. Островский
2
В. Степанов– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз. Разделите слова на слоги, определите
ударный слог.
– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в слове «ветка»
первый слог ударный, а в слове «волна» – второй.)
2. Игра «Живые буквы».
Проводится со словами «ветка» и «волна».
Ц е л ь и г р ы : отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов.
Учитель называет звуки: [в’], [а], [к’], [т], [э]. Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка».
– Почему не получилось слова? (Нет буквы к.)
– Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место? Теперь прочитайте слово.
– На место идёт ученик, у которого буква:
• ударного гласного звука;
• первого твёрдого согласного звука;
• первого согласного звука;
• гласного безударного звука;
• четвёртого звука.
– Уберите буквы со схем в следующем порядке:
• букву, которой обозначен первый мягкий согласный звук слова «ветка»;
• букву, которой обозначен первый твёрдый согласный звук слова «волна»;
• букву четвёртого звука в слове «ветка»;
• третью и четвёртую буквы слова «волна»;
– Расскажите об оставшихся буквах.
– Какая буква в слове «ветка» обозначает мягкий звук, а в слове «волна» – твёрдый? Приведите свои примеры слов
на букву в.
– Для записи каких слов потребуется заглавная буква?
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыгскок, прыгскок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)
3. Работа по букварю. Чтение слогов, слов.
– Прочитайте слоги по строчкам; по столбикам; с мягким согласным звуком; с твёрдым согласным звуком.
– Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте слова, в которых два слога; три слога.
– Сравните буквенный и слоговый состав слов последнего столбика. Какие слова остались непрочитанными?
Почему?
5. Работа по букварю. Расшифровка слов. Анаграммы.
– Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице.
– Какие новые слова у вас получились? (Слово, весна.)
– Составьте слова из двух частей. (Водолаз, вода, ванна.)
3– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву в.)
– Рассмотрите образец строчной буквы в. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по
разному они пишутся? Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы в на рабочей строке.
– Какая ещё строчная буква располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки? (б.)
– Опишите направление движения руки при написании строчной буквы в.
(Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведем линию вверх вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей
строки, ведем линию вверх с большим наклоном. Не доходя до середины широкой вспомогательной строки,
начинаем закруглять, пишем петлю (петля пересекается на верхней линии рабочей строки), ведем руку вниз; у
нижней линии рабочей строки закругляем вправо и пишем овал, который не доходит до верхней линии рабочей
строки.)
З а п и с ь строчной буквы в.
7. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
III. Итог урока.
Вот кончается урок.
Все старались, не ленились
И чемуто научились.
– Расскажите, что делали, что было самым трудным?
– Кому захотелось прочитать сказку про Серого волка?
– Что предстоит сделать на следующем уроке?
4