Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 0 . 0 9 . 1 5
У р о к 7
Т е м а : ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА.
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
1) познакомить со схемой звукового состава слова; учить интонационному выделению звука в
Образовательные:
слове; развивать зрительное восприятие;
Развивающие:
2) развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать
умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные
операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память,
мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать
умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение
кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий,
ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Ход урока
1. Организационный момент.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Постановка цели урока.
Отгадайте з а г а д к и :
За пнем бугорок,
А в нем городок.
(Муравейник.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)
У дубадубища
Проклёваны дуплища.
(Изба.)
На доске иллюстрацииотгадки.
Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)
Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для
слов. Эти домики будем называть схемами слов.
3. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 16).
Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка?
(«Ау!»)
Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)
Назовите первый звук, ([а].)
Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.
Учитель рисует на доске желтым цветом
.□
1Потяните следующий звук. ([аууууу].)
Назовите этот звук, ([у].)
Сколько звуков в слове «ау»? (2.)
Я нарисую рядом с первой комнатой вторую, для звука [у].
Учитель рисует рядом еще один
□
желтым цветом.
Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я
буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.
Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] [ууу].
Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя,
поет [ааа] [ууу])
А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.
У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и
прочные, нужен строительный материал фишки желтого цвета. Каждая фишка комната для
звука.
2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»),
Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку это комната для
первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так,
чтобы этот звук был слышен.
Учитель дает образец: «Ааау» и одновременно берет фишку. Фишка прикрепляется к
доске. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».
Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату
фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук: «Ауууу».
Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом
с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, [у]: учитель вместе с
детьми прочитывает слово.
Что получилось? (Ау.)
3. Работа но картинкам в учебнике (с. 16).
Нахождение места звуков [а], [у] в словах.
Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. жук,
гусь, луна, арбуз.
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Ну а шесть тихонько сесть.
Семь, восемь лень отбросим
И работать вновь начнём.
4. Работа в прописи (с. 18).
На доскерисунки к сказке «Три поросенка». Жили на свете три поросенка. Были они
кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут:
Три весёлых поросенка по лесу гуляют. Как прогнали злого волка, песню распевают.
Посчитай их: раз, два, три. Имена их назови. Дом построил из соломы Волк раздул его хоромы,
Оттого что был ленив Братец старшенький... (НифНиф).
2Сучья, ветки, листья, мох Разметал по лесу волк, Щёки серые раздув. Потерял свой дом ...
(НуфНуф). Из камней построил дом, Серый волк не страшен в нем. Острый ум и добрый нрав
Это третий брат ... (НафНаф).
Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи Какие линии нужно
С. Черемисина
начертить? (Прямые линш
На уроке мы будем тренироваться в проведении наклонных линий. Кого поселим в
первый домик? (НафНафа.) встройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который
вам больше всех нравится. В нем и поселится НафНаф.
Аналогичная работа со следующим домиками.
домики готовы, но чтото наши поросята загрустили. Оказывается маленьким поросятам
скучно жить по одному в своих "Решили поросята повеселиться в домикекрепости. Ребята
насуйте дом для братьевпоросят. (Дети рисуют.)
Поросята очень довольны!
4. Итог урока.
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Работа на нелинованной б у м а г е ( д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е ) .
Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы. Выставка домиков.
3