"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе
Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.
Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание подобрать материал по теме урока.
Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод.
М.Волошин «Готовность»
"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок
литературы в 11-м классе
Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа
текста, выразительного чтения.
Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.
Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание
подобрать материал по теме урока.
Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод.
М.Волошин «Готовность»
ХОД УРОКА
Слово учителя. Известный поэт С. Наровчатов писал: « Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным
представление о русской поэзии ХХ века.» Примем его слова как совет познакомиться с творчеством Волошина.
Волошин – личность яркая, незаурядная.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
На вопрос о том, кто он – поэт или художник, Волошин отвечал: «Конечно – Поэт». И добавлял при этом: «И
художник» Как произошло, что в одном Человеке не только соседствовали, но и взаимно дополняли, питали друг
друга эти два дара? Это и предстоит нам сегодня выяснить.
Слово биографам. Родился М.Волошин в Киеве. Рано лишился отца. По окончании гимназии он поступает на
юридический факультет в Московский университет, но в 1900 году за участие в студенческих волнениях
исключается.
Весной 1901 года в мастерской художницы Е.С.Кругликовой в Париже появляется молодой человек с «львиной
шевелюрой, в пенсне на широкой ленте»
Это был Максимилиан Волошин. Его серьезно интересует искусствоведение. В Париже Волошин записывается в
Луврскую школу музееведения. Однако лекции его не устраивали, так как он интересовался современными
течениями в живописи. Поэтому у него был один выход: чтобы подготовить себя к поприщу художественного
критика, надо самому стать художником. И Волошин стал им.
Слово искусствоведам. Какие новые течения интересовали Волошина? Вот что он сам писал об этом: «Еще в
90е годы во Франции… нашлись люди, которые утверждали, что деревья следует писать не коричневой, а
зеленой краской, что нужно писать предмет не в искусственном освещении темной мастерской, а на вольном
воздухе, что воздух – это та прозрачная среда, которая дает предметам их окраску, что следует писать
предметы не такими, какими они есть, но такими, какими они представляются (импрессионизм)». (М.Волошин
«Листки из записной книжки») А позднее в «Ликах творчества» появляются такие строки: «Я изображаю не
явления мира, а свое впечатление, получаемое от них».
Итак, Волошин «открывает» в Париже импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода Моне и стихов Поля
Верлена (первого импрессиониста в поэзии.) Естественно, что Максимилиан Волошин обращается к
импрессионизму и в своих стихах.
Слово литературоведам. (Им было дано задание проанализировать цикл М. Волошина и выяснить роль
цветового эпитета; найти детали, дающие световую характеристику предмета).
Исследуя стихотворения, мы выяснили, что взгляд поэтахудожника остро воспринимает контуры предмета,
освещенность. Об этом говорят многие строки цикла «Париж». Вот например:Осень, осень… весь Париж,
Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой дали…
Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты –
Чернильносиние, как нити темных вен.
Поражает обилие цветовых эпитетов. Важную роль в цикле играют детали, передающие запахи окружающего
мира: «пахнет мокрыми листьями», «запах жареных каштанов». Эта способность выразить в слове свое
впечатление и делает Волошина импрессионистом в поэзии, «говорящим глазом», как называл его Вячеслав
Иванов.
Классу предлагается сравнить изображение Парижа в цикле М.Волошина и на репродукции картины художника
– импрессиониста Альбера Марке «Площадь Святой Троицы в Париже».
Звучит стихотворение «Осень…осень… Весь Париж», «Дождь».
Делается вывод, что в выборе палитры Волошин идет как бы вслед за художником, стараясь уловить в слове
самые тонкие оттенки серого цвета: серосиреневый, стальные отливы, сизый, дымчатый, жемчужный,
перламутровый, красный в сером, дымный.
Но в то же время импрессионизм для Волошина – это всего лишь форма, в которую он облекает свое понимание
мира. Центром всякого стихотворения оказывается человек, его душа, торжествующая или скорбящая.
А образ города своеобразно соединяет человека со вселенной
Несколькими годами позже Волошин закончит еще один цикл, где признается в любви совсем другой земле –
Киммерии.
Слово литературоведам. «Киммерийские сумерки написаны в редких античных размерах». Весь цикл, кроме
первых трех стихотворений, представляет собой сонеты, одну из самых сложных поэтических форм, требующих
к тому же и особого содержания. Постигая пейзаж, Волошин воссоздает в стихотворениях не внешние его
черты, а ищет корни каждого увиденного образа, его скрытый смысл. Поэтому он чаще всего выбирает те
моменты, когда окружающее преображается, изменяет свои формы и открывает свою сокровенную сущность.
Сумерки – излюбленное поэтом время суток. Именно в вечернем свете открывается то, что не видно днем –
истинный смысл. Через него поэт заглядывает в свою душу:
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры
В крылатых сумерках – намеки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам,
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром.
В сумерках особенно остро чувствуется древность земли:
То парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Слово искусствоведам. Вернувшись в Коктебель, Волошин начинает писать свои акварели. В акварели его
привлекает возможность достичь многообразия цветовых оттенков.
Ежедневно он совершал прогулки по побережью, отправлялся в порт, а потом возвращался к мольберту.
Пейзажи, написанные по памяти, представляют собой «музыкальнокрасочную композицию на тему
киммерийского пейзажа», а также художественный дневник Волошина.
В акварелях Волошина восхищает богатство цвета. Поражает простота, четкая композиция каждого пейзажа.
Построению картины Волошин учился у японских художников. «Японец чертит линию ствола перпендикулярно к
линии горизонта, а вокруг него концентрические спирали веток, в свою очередь окруженных листьями,
связанными с ними под известным углом…» Таким образом, живопись Максимилиана Волошина соединяет самые
разные художественные методы самых разных эпох и народов, что делает ее явлением уникальным.
Учитель. А теперь вам предстоит выяснить, как соотносятся стихи Волошина о Киммерии с акварелями – и что
особенно важно – как изменилась творческая манера поэта.
– Скажите, можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихам?
– Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?
– Почему цветочных эпитетов в цикле меньше, чем в «Париже»?– Найдите олицетворения. Как они помогают понять философский «нерв» циклов?
– Укажите «временные» и «пространственные» детали в киммерийском пейзаже?
– Докажите, что стихи о Киммерии – это тоже «музыкальнокрасочная композиция» («музыка» стиха и звуковая
характеристика пейзажа).
Учитель. Большую часть поэтического творчества Максимилиана Волошина составляет пейзажная и любовная
лирика. За такое не наказывают и ее не запрещают, Волошина же вычеркнули из русской литературы более чем
на 30 лет. За что, как вы думаете? Верно, за стихи о Родине и революции.
В Крыму то красные, то белые, и каждая власть очень жестока.
Ученик читает стихотворение «Террор» (из цикла «Усобица»)
Учитель. О ком это – о красных, о белых? По времени написания – о красных. Страшные чеканные строки.
Свободный стих. Да рифма здесь и не нужна – ведь это не лирика – эпос. Существуют разные заговоры,
молитвы: от смерти, от воды, от огня, от пули, от болезни. Волошин создает свою – «Заклинание (от усобиц)».
Ученик читает стихотворение.
Учитель. В статье «Россия распятая» Волошин писал: «Я не могу желать своему народу только пути
правильного и прямого и заранее знаю, что этот путь – страдания и мученичества. Что мне до того, будет ли он
вести через монархию, социалистический рай или через капитализм – все это только различные виды пламени,
проходя которые перегорает и очищается человеческий дух».
Заканчивая урок, давайте обобщим все то, что вы узнали о Максимилиане Волошине.
– Каким вы представляете Волошина по его стихам, картинам, лекциям? (Общительный, обаятельный,
образованный, большой души человек, глубокий поэт, гуманист, мыслитель, Патриот России, Крыма).
– Каковы основные темы его лирики? (Природа Киммерии, любовь, русская усобица времен революции и
гражданской войны).
– Каковы взгляды Волошина, его позиция в годы революции и гражданской войны? (События 1917 года –
испытание для России, посланное свыше, она пройдет этот путь страдания и мученичества, и очистится душа
народа).
Максимилиан Волошин. Это именно о нем М. Цветаева написала: «Он поэт – настоящий поэт и человек –
настоящий человек. Только настоящий человек, настоящий сын праматериприроды, воспетой и очеловеченной
им мог так ее чувствовать, понимать, любить».
И ты, и я – мы все имели честь
«Мир посетить в минуты роковые»
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я – не изгой, а пасынок России
И в эти дни немой ее укор.
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, падений и разрух
В уединенье выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье.
«Дом поэта»
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Волошина.
Литература.
1. Волошин М. Из воспоминаний. Записи 1932 года. – «Уроки литературы». Приложение к журналу «ЛВШ»,
№ 9, 2002.
2. Донская Д.А. «Максу я обязана… доверием к людям». – «Уроки литературы». Приложение к журналу
«ЛВШ», № 9, 2002.
3. Киселева А.М. «Мне надо быть со всеми, кто окликнет меня». – «Уроки литературы». Приложение к
журналу «ЛВШ», № 9, 2002.
4. Соплова Т. Живопись и поэзия Максимилиана Волошина. – ЛВШ, № 4, 1996.
5. Черкашины М. и В. «Дверь отперта. Переступи порог…». – «Уроки литературы». Приложение к журналу
«ЛВШ», № 9, 2002.