"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки. Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание подобрать материал по теме урока. Я не сам ли выбрал час рожденья, Год и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод. М.Волошин «Готовность»
Иконка файла материала Знакомьтесь – Максимилиан Волошин.doc
"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа  текста, выразительного чтения. Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки. Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание  подобрать материал по теме урока. Я не сам ли выбрал час рожденья, Год и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод. М.Волошин «Готовность» ХОД УРОКА Слово учителя. Известный поэт С. Наровчатов писал: « Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным  представление о русской поэзии ХХ века.» Примем его слова как совет познакомиться с творчеством Волошина.  Волошин – личность яркая, незаурядная. Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами. Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить. На вопрос о том, кто он – поэт или художник, Волошин отвечал: «Конечно – Поэт». И добавлял при этом: «И  художник» Как произошло, что в одном Человеке не только соседствовали, но и взаимно дополняли, питали друг друга эти два дара? Это и предстоит нам сегодня выяснить. Слово биографам. Родился М.Волошин в Киеве. Рано лишился отца. По окончании гимназии он поступает на  юридический факультет в Московский университет, но в 1900 году за участие в студенческих  волнениях  исключается. Весной 1901 года в мастерской художницы Е.С.Кругликовой в Париже появляется молодой человек с «львиной  шевелюрой, в пенсне на широкой ленте»  Это был Максимилиан Волошин. Его серьезно интересует искусствоведение. В Париже Волошин записывается в  Луврскую школу музееведения. Однако лекции его не устраивали, так как он интересовался современными  течениями в живописи. Поэтому у него был один выход: чтобы подготовить себя к поприщу художественного  критика, надо самому стать художником. И Волошин стал им. Слово искусствоведам. Какие новые течения интересовали Волошина? Вот что он сам писал об этом: «Еще в  90­е годы во Франции… нашлись люди, которые утверждали, что деревья следует писать не коричневой, а  зеленой краской, что нужно писать предмет не в искусственном освещении темной мастерской, а на вольном  воздухе, что воздух – это та прозрачная среда, которая дает предметам их окраску, что следует писать  предметы не такими, какими они есть, но такими, какими они представляются (импрессионизм)». (М.Волошин  «Листки из записной книжки») А позднее в «Ликах творчества» появляются такие строки: «Я изображаю не  явления мира, а свое впечатление, получаемое от них». Итак, Волошин «открывает» в Париже импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода Моне и стихов Поля  Верлена (первого импрессиониста в поэзии.) Естественно, что Максимилиан Волошин обращается к  импрессионизму и в своих стихах. Слово литературоведам. (Им было дано задание  проанализировать цикл М. Волошина и выяснить роль  цветового эпитета; найти детали, дающие световую характеристику предмета). Исследуя стихотворения, мы выяснили, что взгляд поэта­художника остро воспринимает контуры предмета,  освещенность. Об этом говорят многие строки цикла «Париж». Вот например:Осень, осень… весь Париж, Очертанья сизых крыш Скрылись в дымчатой дали… Парижа я люблю осенний строгий плен, И пятна ржавые сбежавшей позолоты, И небо серое, и веток переплеты – Чернильно­синие, как нити темных вен. Поражает обилие цветовых эпитетов. Важную роль в цикле играют детали, передающие запахи окружающего  мира: «пахнет мокрыми листьями», «запах жареных каштанов». Эта способность выразить в слове свое  впечатление и делает Волошина импрессионистом в поэзии, «говорящим глазом», как называл его Вячеслав  Иванов. Классу предлагается сравнить изображение Парижа в цикле М.Волошина и на репродукции картины художника  – импрессиониста Альбера Марке «Площадь Святой Троицы в Париже». Звучит стихотворение «Осень…осень… Весь Париж», «Дождь». Делается вывод, что в выборе палитры Волошин идет как бы вслед за художником, стараясь уловить в слове  самые тонкие оттенки серого цвета: серо­сиреневый, стальные отливы, сизый, дымчатый, жемчужный,  перламутровый, красный в сером, дымный. Но в то же время импрессионизм для Волошина – это всего лишь форма, в которую он облекает свое понимание  мира. Центром всякого стихотворения оказывается человек, его душа, торжествующая или скорбящая. А образ города своеобразно соединяет человека со вселенной Несколькими годами позже Волошин закончит еще один цикл, где признается в любви совсем другой земле –  Киммерии. Слово литературоведам. «Киммерийские сумерки написаны в редких античных размерах».  Весь цикл, кроме  первых трех стихотворений, представляет собой сонеты, одну из самых сложных поэтических форм, требующих  к тому же и особого содержания. Постигая пейзаж, Волошин воссоздает в стихотворениях не внешние его  черты, а ищет корни каждого увиденного образа, его скрытый смысл. Поэтому он чаще всего выбирает те  моменты, когда окружающее преображается, изменяет свои формы и открывает свою сокровенную сущность.  Сумерки – излюбленное поэтом время суток. Именно в вечернем свете открывается то, что не видно днем –  истинный смысл. Через него поэт заглядывает в свою душу: А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны и хмуры В крылатых сумерках – намеки и фигуры… Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал, Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам, Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром. В сумерках особенно остро чувствуется древность земли: То парус в темноте, скользя по бездорожью,  Трепещет древнею, таинственною дрожью Ветров тоскующих и дышащих зыбей. Слово искусствоведам. Вернувшись в Коктебель, Волошин начинает писать свои акварели. В акварели его  привлекает возможность достичь многообразия цветовых оттенков. Ежедневно он совершал прогулки по побережью, отправлялся в порт, а потом возвращался к мольберту. Пейзажи, написанные по памяти, представляют собой «музыкально­красочную композицию на тему  киммерийского пейзажа»,  а также художественный дневник Волошина. В акварелях Волошина восхищает богатство цвета. Поражает простота, четкая композиция каждого пейзажа.  Построению картины Волошин учился у японских художников. «Японец чертит линию ствола перпендикулярно к  линии горизонта, а вокруг него концентрические спирали веток, в свою очередь  окруженных листьями,  связанными с ними под известным углом…» Таким образом, живопись Максимилиана Волошина соединяет самые разные художественные методы самых разных эпох и народов, что делает ее явлением уникальным. Учитель. А теперь вам предстоит выяснить, как соотносятся стихи Волошина о Киммерии с акварелями – и что  особенно важно – как изменилась творческая манера поэта. – Скажите, можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихам? – Какую роль в изображении Киммерии играет цвет? – Почему цветочных эпитетов в цикле меньше, чем в «Париже»?– Найдите олицетворения. Как они помогают понять философский «нерв» циклов? – Укажите «временные»  и «пространственные» детали в киммерийском пейзаже? – Докажите, что стихи о Киммерии – это тоже «музыкально­красочная композиция» («музыка» стиха и звуковая  характеристика пейзажа). Учитель. Большую часть поэтического творчества Максимилиана Волошина составляет пейзажная и любовная  лирика. За такое не наказывают и ее не запрещают, Волошина же вычеркнули из русской литературы более чем  на 30 лет. За что, как вы думаете? Верно, за стихи о Родине и революции. В Крыму то красные, то белые, и каждая власть очень жестока. Ученик читает стихотворение «Террор» (из цикла «Усобица») Учитель. О ком это – о красных, о белых? По времени написания – о красных. Страшные чеканные строки.  Свободный стих. Да рифма здесь и не нужна – ведь это не лирика – эпос. Существуют разные заговоры,  молитвы: от смерти, от воды, от огня, от пули, от болезни. Волошин создает свою – «Заклинание (от усобиц)». Ученик читает стихотворение. Учитель. В статье «Россия распятая» Волошин писал: «Я не могу желать своему народу только пути  правильного и прямого и заранее знаю, что этот путь – страдания и мученичества. Что мне до того, будет ли он  вести через монархию, социалистический рай или через капитализм – все это только различные виды пламени,  проходя которые перегорает и очищается человеческий дух». Заканчивая урок, давайте обобщим все то, что вы узнали о Максимилиане Волошине. – Каким вы представляете Волошина по его стихам, картинам, лекциям? (Общительный, обаятельный,  образованный, большой души человек, глубокий поэт, гуманист, мыслитель, Патриот России, Крыма). – Каковы основные темы его лирики? (Природа Киммерии, любовь, русская усобица времен революции и  гражданской войны). – Каковы взгляды Волошина, его позиция в годы революции и гражданской войны? (События 1917 года –  испытание для России, посланное свыше, она пройдет этот путь страдания и мученичества, и очистится душа  народа). Максимилиан Волошин. Это именно о нем М. Цветаева написала: «Он поэт – настоящий поэт и человек –  настоящий человек. Только настоящий человек, настоящий сын праматери­природы, воспетой и очеловеченной  им мог так ее чувствовать, понимать, любить». И ты, и я – мы все имели честь «Мир посетить в минуты роковые» И стать грустней и зорче, чем мы есть. Я – не изгой, а пасынок России  И в эти дни немой ее укор. Я сам избрал пустынный сей затвор Землею добровольного изгнанья, Чтоб в годы лжи, падений и разрух В уединенье выплавить свой дух И выстрадать великое познанье. «Дом поэта» Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Волошина. Литература. 1. Волошин М. Из воспоминаний. Записи 1932 года. – «Уроки  литературы». Приложение к журналу «ЛВШ»,  № 9, 2002. 2. Донская Д.А. «Максу я обязана… доверием к людям». – «Уроки литературы». Приложение к журналу  «ЛВШ», № 9, 2002. 3. Киселева А.М. «Мне надо быть со всеми, кто  окликнет меня». – «Уроки литературы». Приложение к  журналу «ЛВШ», № 9, 2002. 4. Соплова Т. Живопись и поэзия Максимилиана Волошина. – ЛВШ, № 4, 1996. 5. Черкашины М. и В. «Дверь отперта. Переступи порог…». – «Уроки литературы». Приложение к журналу  «ЛВШ», № 9, 2002.

Посмотрите также