Зона "Арктических пустынь"
Оценка 4.8

Зона "Арктических пустынь"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
27.01.2019
Зона  "Арктических пустынь"
Учитель: Евменова Н.В. учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза А.И.Свертилова» Тема: «Зона арктических пустынь» Цель: сформировать у учащихся понятие « Арктика», учить находить и показывать на карте полушарий, ознакомить учащихся с особенностями природы, значением природы арктической зоны для человека, её использованием. Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием. 2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой и учебником. Оборудование: 1. Учебник А. А.Плешаков « Окружающий мир», М. « Просвещение», 2014 г. 2. Рабочая тетрадь « Окружающий мир», А. А.Плешаков, Е.А. Крючкова», М. «Просвещение», 2014 г. 3. Атлас – определитель. 4. Карточки с заданиями для групп. 5. Карта природных зон. Планируемые результаты: Личностные: -признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; - ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты; -строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; -участвовать в учебном диалоге , аргументировать свою точку зрения. Метапредметные: - развивать умение формулировать цели своей деятельности; -развивать умение строить речевые высказывания в устной форме; -развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; -развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; -развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать. Оборудование для учителя: компьютер, колонки, карта природных зон. Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для групп для каждого тесты, карточки самооценки. Задачи групповой работы: • Активизация познавательной деятельности. • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. • Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). • Совершенствование межличностных отношений в классе. Данный урок построен в форме урока- исследования. На этапе мотивации к усвоению новых знаний, опираясь на отрывок из литературного произведения, перед детьми была поставлена проблема – подумать, где могла жить Снежная Королева. На основе ответов учащихся совместно была определена тема урока и поставлены задачи. На этапе актуализации знаний учащиеся постарались осознать свою учебную деятельность на уроке: «Для чего нужно знать природные зоны?». Учащиеся анализировали, сравнивали и обобщали отличительные признаки природных зон, демонстрировали сформированность познавательных УУД. Высказывая доказательства своей точки зрения - личностных УУД. Основной этап урока – это поиск информации по имеющемуся плану, составление рассказа и демонстрация рассказа. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в рабочей тетради позволила систематизировать и проиллюстрировать полученную во время работы в группах информацию. На уроке использовался метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе учебно - познавательной деятельности. Урок-исследование сопровождался заданиями поискового характера – это при формулировании темы урока, на этапе изучения нового материала. На уроке использовались: • Технология проблемного обучения (основной этап урока при постановке проблемных вопросов). • Технология сотрудничества (работа в группах, фронтальная беседа, коллективный вывод, подведение итогов в группах). • Технология коммуникативного обучения (умение учащихся выражать свои мысли , общаясь с другими учащимися из группы). Считаю, что время, отведённое на каждом этапе урока, было распределено рационально, построены последовательные логичные связки между этапами. Для смены напряжения, поддержания познавательной активности осуществлялась смена разных видов деятельности учащихся. Свою роль учителя старалась построить в роли помощника деятельности учащихся. Использовала демократический стиль общения, создавала психологический комфорт, ситуацию успеха для каждого ученика. Стремилась привлечь каждого ученика к в активную образовательную деятельность. Я думаю, мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
зона арктических пустынь.docx
Урок окружающего мира в 4 классе  Тема:  «Зона арктических пустынь»  Подготовила и провела                                           учитель начальных классов  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6      имени героя Советского Союза А.И. Свертилова»,                                 г. Людиново Калужской области                                                                 Евменова Наталия Викторовна Тема: «Зона арктических пустынь» Цель:  сформировать у учащихся понятие « Арктика», учить находить и показывать на карте полушарий, ознакомить учащихся с особенностями природы, значением природы арктической зоны для человека, её использованием. Задачи:  1. Познакомить   учащихся   с   особенностями   природы   (условиями   неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием. 2. 3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой и учебником. Оборудование: 1. 2. Учебник А. А.Плешаков « Окружающий мир», М. « Просвещение», 2014 г. Рабочая тетрадь « Окружающий мир», А. А.Плешаков, Е.А. Крючкова», М. «Просвещение», 2014 г. Атлас – определитель. 3. Карточки с заданиями для групп. 4. Карта природных зон. 5. Планируемые результаты: Личностные: ­признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ­ ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке. Регулятивные: ­планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации; ­ сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; ­осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: ­осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты; ­строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: ­сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; ­участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Метапредметные: ­ развивать умение формулировать цели своей деятельности; ­развивать умение строить речевые высказывания в устной форме; ­развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; ­развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; ­развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать. Оборудование для учителя: компьютер, колонки, карта природных зон.  Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для групп для каждого тесты, карточки самооценки. Задачи групповой работы:   Активизация познавательной деятельности.  Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных  задач,  выбор  оптимального  пути,  умение  предусматривать  последствия своего выбора, объективно оценивать его.  Развитие   умений   успешного   общения   (умение   слушать   и   слышать   друг   друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).  Совершенствование межличностных отношений в классе. Этап I.Организационный  момент II. Этап мотивации к учебной деятельности     Актуализация III. знаний Приветствие   учителя,   положительный   настрой   учителя   на Содержание этапа урок  Учитель:  На   протяжении   нескольких   уроков   мы   с   вами двигались с запада на восток. Сегодня мы наше движение изменим и будем двигаться с севера на юг. Сегодня мы продолжаем  изучение природных зон, а именно о какой природной зоне пойдет сегодня речь,   вы   мне   скажите,   когда   послушаете   описание   дворца   одной сказочной   героини   и   догадайтесь,   с   какой   природной   зоны   мы начнём. (Учитель читает описание дворца, где жила Снежная королева из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»)  «Стенами   были   вьюги,   окнами   и   дверями   буйные   ветры. Сто   с   лишним   зал   тянулись   здесь   одна   за   другой   так,   как наметала   их   вьюга.   Все   они   освещались   северным   сиянием,   и самая большая простиралась на много­много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро».  Учитель: Кто героиня этого произведения? ­ В какой природной зоне жила героиня этого произведения? ­ Какова же тема нашего урока? Учитель:  Но прежде, чем мы начнем работу по новой теме урока, давайте повторим предыдущие природные зоны. Проверка изученных тем прошлых уроков. Тест 1. «Найди лишний географический объект».  а) Лена, Волга, Байкал, Енисей; б) Дон, Марс, Енисей, Днепр; в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское; г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал. д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.) Тест 2. Учитель:  Перед тем, как начнем изучать новую тему урока, давайте поставим перед собой задачи ­ Что бы вы хотели узнать?  ­ Что нового хотелось бы найти в изучении новой природной зоны?  IV.  Изучение   нового материала Учитель:  Для   того   чтобы   изучить   арктическую   зону предлагаю поработать в 3 группах. У каждой группы будет своя роль: 1Географы      ­ Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.     1.   Где   на   карте   расположена   зона   арктических   пустынь? Назовите и покажите на карте острова , которые относятся к этой зоне.   Арктика   –   это   район   Земли,     2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?   3. К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?   примыкающий   пространство к________________. с _________________ ______________________океана, и_______________.   Арктика   обозначена ______________цветом.   Острова,   которые   относятся   к   этой зоне: _______________________________________________. Арктика расположена __________________ от нашего края.     На   карте     Это   огромное   (Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте). Учитель:  Об   арктическом   заповеднике   «Остров   Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик. Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был   организован   в   1976   году.   На   остров   прилетает   большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные   кочевники»   полярных   льдов   выводят   здесь   свое потомство,   и   не   только   они.   Белые   медведи   также   облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. ­ Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?  ­ Отгадайте загадку: Что за чудо – чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит – пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет, Это с неба льётся свет!   (Северное сияние) 2. Зоологи ­  Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки,   морж,   северный   олень,   кулик,   заяц,   пингвин),   ответьте   на вопросы и выполните задание на карточке.   1. Какие животные обитают в арктической зоне?   2. Чем они питаются?   3. Как приспособлены к таким суровым условиям?   4. Что такое птичьи базары?     Морскими   арктической     зоны   кормит   Животных ________________(море). водорослями   питаются_______________   а   ими_________________.   Основная пища   птиц   и   животных   –   это______________________.   На собираются   ______________   и скалистых   берегах ____________________, они выводят______________________. Птиц с необычными клювами называют_______________. звери   –   прекрасные _______________. От холода их защищает____________________. Это   ______________   и   _________________.   На   тюленей охотятся__________________________________.   У   них   длинная густая   шерсть   __________________________   цвета   и ______________________лапы, удобнее было_________________.   Все     чтобы     здесь   3. Ботаники      ­ Ботаники, используя   учебник, карточки с изображением растений (мхи,  полярный   мак,   лишайник,   голубика,   морошка,   планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.   1. Какие растения прижились в Арктике?   2. Почему живут только эти растения? 3. Как они приспособились к таким условиям?   4. Каково значение растений данной зоны?    На   островах   прямо   на   голых   __________________ встречаются   __________________),   они   очень   малы).   Также приспособились   к   жизни   на   камнях   ____________   и ______________________.  В   толще   воды,   не   покрытой _________________­,   количество _________________________. большое         (Дети   выбирают   карточки   с   растениями   и   читают   свой рассказ, сопровождая показом растений) После   работы   каждой   группы   ребята   работаю   у   доски   с подробным рассказом, который у них получился на карточках. Учитель:  В   водах   северных   морей,   где   проходят   теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии) Физкультминутка V.Самостоятельная с работа самопроверкой   по эталону.   Раз ­ подняться, потянуться,  Два ­ нагнуться, разогнуться,  Три ­ в ладоши, три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре ­ руки шире,  Пять ­ руками помахать,  Шесть ­ на место тихо сесть. Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить задание в рабочей тетради. (с.39). Работают с вырезным материалом по изученной теме. Проверка выполнения Самооценка за проделанную работу  Включение VI. дополнительного материала в систему знаний Учитель:  Зона арктических пустынь, это зона арктического пояса. Природная зона включает в себя острова  и северные окраины материков Арктики. В зонах арктических пустынь многочисленные ледники, вне ледников каменистые пустыни. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.           Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда  привлекала людей своей загадочностью. На островах и  во льдах   Северного   Ледовитого   океана   работают   научные   станции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно.             В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, ­ они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды   промысловых   рыб.   Воды   северных   морей   загрязняются мусором,   вредными   веществами   с   проходящих   судов.   Это   плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. Прочитайте текст на с. 81 учебника. ­   Какие   экологические   проблемы   есть   в   Арктике?   (Ответы учеников) Работа в РТ с.40 (экологические проблемы) Беседа по записанному в РТ Самооценка за проделанную работу. VII. Повторение Учитель:  Что узнали нового на уроке? ­ На территории какого океана расположена зона Арктических пустынь? ­ Где расположена зона арктических пустынь? ­ Какие растения и животные характерны для этой зоны? ­ Вставьте недостающие понятия в предложения: 1) Эти птицы собираясь на скалистых берегах образуют птичьи базары, их можно увидеть около рек и нашей местности ________ (Чайки) 2) Близкий родственник тюленя_____  (Морж) 3) Птицы откладывают яйца на голых камнях_____ (Кайры)  4)   Это   животное   бывает   добычей   белого   медведя____ (Тюлень)  5) Растения полярной зоны_____, назовите несколько. 6)   Самый   крупный   обитатель   морей   и   океанов_____ (Гренландский кит)  7) Пища рыб северных морей____(Рачки)  Учитель:  Составьте   цепь   питания,   характерную   для   этой зоны. Работа с цепью питания РТ с.40 исходя из перечисленных животных и растений. Проверка цепи питания.  Домашнее VIII. задание. Самооценка.  Оценка учителем.  Учитель:  с.73­76 учебника, РТ с.40 №3 (закончить цепи питания). По желанию можно посмотреть дополнительный материал по новой теме урока. ­ Оцените свою деятельность на уроке.  Выставление отметок учителем.

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"

Зона "Арктических пустынь"

Зона  "Арктических пустынь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019