2 класс ( 4 четверть) дата___________
Тема урока: «Звучит нестареющий Моцарт!»
Цели: Познакомить учеников с биографией В.А. Моцарта , его творчеством музыкальным наследием. Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробудив их воображение на основе понимания художественной значимости творчества В. А. Моцарта.
Задачи:
Образовательные: воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами;
Развивающие : развивать ритмич. и динамич. слух. Развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса
Воспитательные: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
формировать у учащихся представления о В. А. Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий. Личностные универсальные учебные действия ( у обучающегося будут сформированы):- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения; Регулятивные универсальные учебные действия (обучающийся научится):- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме. Познавательные универсальные учебные действия (обучающийся научится):- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника Коммуникативные универсальные учебные действия (обучающийся научится):- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками Тип урока: Усвоение новых знаний.
Форма урока : Урок- знакомство.
Музыкальный материал: Моцарт 1 часть Симфонии 40 ,«Рондо в турецком стиле», песня «Радуга желаний » муз/сл. В. Суколинского. Оборудование: ноутбук, проектор, фортепиано, портрет композитора.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности. Музыкальное приветствие.
Повторение темы прошлого урока.
Как фамилия композитора с которым мы познакомились на прошлом уроке?
Как называется произведение М.П. Мусоргского?
Что такое сюита? Что впечатлило композитора на написание сюиты ? Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского? (10).
Какие из частей сюиты запомнились вам?
О
как же беден был бы мир,
Если бы нам Бог
Моцарта не подарил!
Прошли века -
А он всё так же юн,
И свеж, и лёгок - как всегда! Какую фамилию вы
услышали?
Давайте назовем тему нашего урока и определим цель урока (ученики самостоятельно определяют тему и цель урока).
Эпиграф: «В Моцарте я люблю все ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». П. И. Чайковский.
презентация.
В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (Nannerl) (30 июля 1751 — 29 октября 1829) — старшая сестра Вольфганга Амадея. Мать — Анна Мария Пертль, отец — Леопольд Моцарт. В семейном кругу и среди друзей Марию Анну звали Наннерль. Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.
Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.
Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Особый успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.
В возрасте 14 лет Моцарт блестяще выдерживает испытание и получает почётный диплом члена Болонской музыкальной академии. Такой чести удостаивались очень немногие опытные композиторы.
Кончилось детство, Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта. В возрасте 34 лет, Моцарт умирает.
Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям. СИМФО́НИЯ- большое музыкальное произведение для оркестра.
- Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ.
СЛУШАНИЕ 1 часть Симфонии 40
- Какой оркестр звучал? (симфонический)
Т.К. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.
- Какие инструменты услышали?
- Какое настроение в музыке услышали?
А теперь проверьте свои ответы. Откройте учебник на стр. 100, и посмотрите на партитуру, какие инструменты обозначены?
- Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром? (ДИРИЖЕР)
- А для чего необходим дирижер? Дирижер только с помощью рук передает настроение, характер, громкость, темп). Фото дирижерских жестов.
Сейчас вы на несколько минут станете ДИРИЖЕРАМИ (попробуйте с помощью рук передать настроение, характер, темп, громкость).
ИГРА «Дирижер».
Физкультминутка «Помощники».
Продолжаем знакомиться с произведениями этого великого композитора. СОНА́ТА- музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера. В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11», состоявшую из трёх частей: третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»). Как только эту музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, первую и вторую части сонаты № 11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато третья часть - «Rondo Alla Turca» - приобрела гигантскую популярность, при этом и музыканты и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым. И что особенно важно, Моцарта очень любят в Турции - там это самый известный среди западных композиторов-классиков. В Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки имени Моцарта. В некоторых стамбульских школах мелодию «Турецкого марша» даже используют вместо школьного звонка - считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей.
Слушание «Рондо в турецком стиле».( фортепиано).
- Как звучала музыка?
- Какие чувства вызывает музыка? Легкость, танцевальность .
Послушайте эту музыку в современной обработке с добавлением вокала. (вокал – голос).
Вокальная работа. Выполнение дыхательных упражнений. Пение муз. звукоряда , распевки.
Пение песни «Радуга желаний »муз/сл.В.Суколинского.
Рефлексия.
- Вспомните, что мы хотели узнать в начале урока? Какова была цель?
- С жизнью и творчеством какого композитора мы познакомились?
- С какими музыкальными произведениями познакомились?(симфония № 40, «Рондо в турецком стиле»
- Какие новые термины узнали? ( симфония, партитура, рондо, соната)
Урок окончен. До свидания
Подарил нам композитор хорошее настроение своими произведениями?
В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.