Тема: Звук [ч’], буква Ч, ч.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: познакомиться с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч.
Планируемые результаты:
Предметные: Устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч’].
Коммуникативные УУД: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Оборудование урока: «лента букв», учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося).
1.Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Пригласил всех на урок!
[Какой сейчас урок?]
– А теперь настроимся на работу.
2. Актуализация знаний.
А) Работа с лентой букв:
– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
– Назовите буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают два звука.
– Какие это буквы? Назовите их.
– Когда они обозначают два звука?
На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик, летчик, зайчик, мальчик.
- Что объединяет все эти слова?
– Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах находится в середине слова.)
– Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня?
-Приложите ладошки к губам и произнесите звук [ч’] (Губы не плотно сомкнуты, между зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды)
-Сформулируйте тему урока. (звук [ч], буква Ч.)
-Каковы задачи нашего урока?
(дети ставят задачи)
1) познакомиться с новым звуком и новой буквой;
2) ) научиться читать слоги и слова с новой буквой
3. Работа над новым материалом.
1.Знакомство со звуком [ч’].
Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
– Можно ли его спеть?
– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
– Давайте произнесём звук [ч’] в слиянии с гласными а, о, у (ча,чо,чу)
– Что вы заметили?
– Как произносится новый звук? Сделайте вывод.
Вывод: (Звук [ч’] обозначает мягкий звук.)
– А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Какой этот звук: глухой или звонкий? Почему?( Звук [ч’] глухой.)
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)
4.Физкульминутка.
Давайте поиграем. Определите позицию звука [ч’] в словах. Начало слова –стоим, середина слова –руки в стороны, конец слова – садимся.
Чайник, смерч, час, качели, синичка, мяч, чай, ночь, силач, туча, дача, чемодан, печь, чайка, трубач.
5.Закрепление изученного.
1)Послушайте рассказ “На даче” и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ч’].
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”.
– Где жили летом дети?
– Как их звали?
– Что они делали утром?
– Куда они бежали?
– Чем Вова ловил рыбу?
– Что делала Надя?
– Что читал Вова вечером сестре Наде?
2)Подбор антонимов и синонимов.
Ø Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
Ø В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
Ø Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
Ø Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
Ø Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
Ø А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
Ø Правдивый человек (честный)
Ø Внимательный (чуткий)
3)Работа в тетради «Зачетные работы» в парах стр.58 №1.
4) Работа в тетради «Зачетные работы» по вариантам стр.58 №2
Рассмотрите иллюстрации на стр.4. можно ли их разделить на группы? Почему? Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? А теперь какие виды часов используют? Прочитайте загадку под рисунком. О чем в ней говориться?
Прочитайте и озаглавьте текст на с.5. Каково основное назначение часов? На какие группы по назначению делятся часы? Какие часы люди чаще носят с собой? Что общего должно быть у всех часов?
Поговорим о смысловом значении слова «часы»
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут, но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут ( , стоят.
5) Знакомство с правилом.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
6.Итог урока.
– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте новый звук.
7.Рефлексия.
- Что получилось на уроке, а что нет? (Оцените свою работу на уроке.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.