Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)
Тема урока: Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
I. Предметные
Познавательные: 1) повторить сведения о раннее изученных звуках и буквах; 2) совершенствовать умения слухового и зрительного внимания и восприятия; 3) развивать представления о грамматической функции гласных звуков.
· Практические: 1) формирование находить слова с новыми согласными звуками [к] и [к¢]; 2) формировать навыки плавного чтения слов с изученными буквами и звуками; 3) совершенствовать умения давать характеристику звукам [к], [кʼ] как твердым, мягким, согласным, глухим; 4) совершенствовать навыки составления звуковых форм слов по их буквенной записи;
II. Метапредметные:
· 1) Формировать умения понимать и удерживать учебную задачу; 2) создавать условия для осуществления совместной деятельности с учителем, осваивать различные виды совместной помощи; 3)развивать умения контролировать свои действия;
III. Личностные:
· 1) развивать мотивацию к решению познавательных задач; 2)формировать самостоятельность;
Принципы обучения:
Дидактические:
· Доступности (опора на раннее изученный материал);
· Сознательности и активности учащихся в обучении (материал осознается учащимся);
· Систематичности и последовательности (знакомство с согласными звуками идет после изучения гласных)
Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)
Методы обучения:
· Методы объяснения: раскрытие причинно – следственных связей, аргументация, доказательство
· Методы закрепления знаний:
· Постановка вопросов: фронтальный опрос (открытие нового, методическая обработка упражнений; итоги урока), работа в учебнике
· Методы формирования и совершенствования умений: нахождение языкового явления; анализ языкового явления
Средства обучения: презентация, учебник, интерактивная доска, карточки для звукового анализа
План урока:
1.Оргмомент – 2 мин.
2.Актуализация знаний – 3 мин.
3.Открытие нового знания - 9 мин.
4.Физкультминутка – 3 мин.
5.Формирование знаний и умений – 15 мин.
6. Итоги урока, рефлексия – 3 мин.
ХОД УРОКА:
Структурный элемент урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
- Ребята, покажите мне, пожалуйста, какое у вас сегодня настроения при помощи большого пальца руки. Если вы готовы к работе, то поднимите, пожалуйста, палец вверх |
Проверяют готовность к уроку, внутренне готовятся к работе, сообщают учителю о своем настрое на работу
|
Актуализация знаний
|
- Ребята, скажите, пожалуйста, с какими буквами мы уже знакомы? -Какие звуки обозначают буквы А,О,У,Ы,И? - А какие звуки обозначают буквы Н и С? -А согласные звуки какими могут быть? -Хорошо, ребята, все верно!
|
- Мы знакомы с буквами А,О,У,И,Ы. А еще мы знаем Н и С. - Обозначают гласные звуки. - Обозначают согласные звуки.
-Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими. |
Открытие нового знания |
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу волшебную доску. Здесь изображена картинка, на которой спрятаны слово, которые начинаются на звуки: [н], [н¢], [с] и [с¢]. Ваша задача найти и произнести их (на картинке изображены: носки, накидка, нитки, синица, сова, снегирь, кот и кит). -Ребята, на какие группы можно разделить эти слова? По какому признаку?
-Ребята, посмотрите, а мы все предметы на картинке назвали. Кто у нас еще остался? -А эти слова, на какие звуки начинаются? -А как вы думаете, какая буква нам потребуется для обозначения этих звуков? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. -Да, ребята, мы с вами познакомимся со звуками [к] и [к¢] и буквой К. |
Ребята рассматривают и называют слова, которые начинаются на данные звуки
В первую группу можно определить слова, которые начинаются на звуки [н] и [н¢].Во вторую на звуки [с] и [с¢].
Остался кот и кит На звуки [к] и [к¢].
Буква КА.
На уроке будем говорить о звуках [к],[к¢] и букве К.
|
Физкультминутка А теперь ребята, встали!
|
||
Формирование знаний и умений |
Познакомьтесь с буквой К. Рассмотрите её на стр.учебника. На что похожа буква? Можно напечатать на листочке, напечатать в воздухе или пальчиком на парте, выложить из карандашиков и т.д. Работа со схемами мак, маки по учебнику.
Чтение слогов: КА КО КУ КИ
- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Фильм идет, вокруг темно, Значит, вы пришли в… (кино) Правильно, ребята, кино. Это слово есть у нас в учебнике. Давайте прочитаем его вместе. Все буквы в этом слове нам уже знакомы. Обратите внимание на ударение и слоги, они обозначены у вас в учебнике разделительным знаком – вертикальной чертой. Какой первый звук в слове «кино»? Какой он?
Глухой или звонкий? Проверяем с помощью ладошек.
-Прочитаем следующее слово. Слово кони. Какой первый звук в этом слове?
-Попробуем дать характеристику этому звуку. - А как вы думаете, почему в слове кино звук [к] мягкий? А в слове кони твердый.
-Ребята, прочитаем текст, данный в учебнике. Читаем вместе, хором. Поставим пальчик туда, откуда начнем читать.
- О ком говорится в тексте? -Назовите мне, пожалуйста, слова, в которых встретился звук [к]. -Ребята, а что такое коса?
- А где у нас еще может быть коса? -Верно, а еще косой мы можем назвать тропку, узкую дорожку, которая идет от берега реки. -Посмотрите. Как интересен русский язык. Слово одно, а значений много. Это многозначные слова.
-Ребята, сколько слогов в этом слове? Проверим вместе.
-Предлагаю вам выполнить звуковую схему к слову «коса». Произносим каждый звук, чтобы не совершить ошибок (одного из учеников учитель вызывает к доске).
-Ребята, попрошу проверить вашу схему и сверить ее с образцом на доске
-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто совершил ошибки.
- Звуковые схемы к словам составлять мы продолжаем учиться, сейчас я вам предлагаю немного поиграть и поупражняться в составлении к слову звуковой схемы. Перед нами слова: сук, сын,сон,сани, сынок, носок, носи. Нам нужно к словам найти их звуковые схемы (работа проводится совместно с учителем). |
Ребята произносят слово – отгадку.
Совместно с учителем ребята читают слово
Звук [к¢] Согласный, мягкий
После проведения определенных манипуляций, ребята приходят к выводу, что звук [к¢] глухой
Звук [к]
Звук [к] согласный, твердый, глухой. Предположения детей
Ребята совместно с учителем читают текст.
Предположения детей. Косит, коси, коса. Инструмент для покоса травы У девочки прическа, коса.
Выполняют рекомендации учителя, отвечают на вопросы. Выполняют звуковую схему.
Выполняют рекомендации учителя Проверяют правильность выполнения работы
Ребята совместно с учителем подбирают слова в соответствии со звуковой схеме.
|
Подведение итогов, рефлексия |
-Ребята, с какой буквой мы познакомились сегодня на уроке? -Какие звуки она обозначает? Как мы можем охарактеризовать их?
- Что было сегодня трудным на уроке? -Какое задание для вас было интересным?
|
Познакомились с буквой КА
Звуки [к] и [к¢]
Ответы детей
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.