Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к. Конспект по литературному чтению
Оценка 4.8

Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к. Конспект по литературному чтению

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
СCУЗ, ВУЗ
22.08.2022
Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к. Конспект по литературному чтению
Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к. Конспект по литературному чтению.docx

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)

Тема урока: Звуки [к], [ кʼ]. Буква К, к.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

I.                  Предметные

Познавательные: 1) повторить сведения о раннее изученных звуках и буквах; 2) совершенствовать умения слухового и зрительного внимания и восприятия; 3) развивать представления о грамматической функции гласных звуков.

·        Практические: 1) формирование находить слова с новыми согласными звуками [к] и [к¢]; 2) формировать навыки плавного чтения слов с изученными буквами и звуками; 3) совершенствовать умения давать характеристику звукам [к], [кʼ] как твердым, мягким, согласным, глухим;  4) совершенствовать навыки составления звуковых форм слов по их буквенной записи; 

II.               Метапредметные:

·        1) Формировать  умения понимать и удерживать учебную задачу; 2) создавать условия для осуществления совместной деятельности с учителем, осваивать различные виды совместной помощи; 3)развивать умения контролировать свои действия;

III.           Личностные:

·        1) развивать мотивацию к решению познавательных задач; 2)формировать самостоятельность;

   Принципы обучения:

   Дидактические:

·        Доступности (опора на раннее изученный материал);

·        Сознательности и активности учащихся в обучении (материал осознается учащимся);

·        Систематичности и последовательности (знакомство с согласными звуками  идет после изучения гласных)

   Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

   Методы обучения:

·        Методы объяснения: раскрытие причинно – следственных связей, аргументация, доказательство

·        Методы закрепления знаний:

·        Постановка вопросов: фронтальный опрос (открытие нового, методическая обработка упражнений; итоги урока), работа в учебнике

·        Методы формирования и совершенствования умений: нахождение языкового явления; анализ языкового явления

Средства обучения: презентация, учебник, интерактивная доска, карточки для звукового анализа

План урока:

1.Оргмомент – 2 мин.

2.Актуализация знаний – 3 мин.

3.Открытие нового знания - 9 мин.

4.Физкультминутка – 3 мин.

5.Формирование знаний  и умений – 15 мин.

6. Итоги урока, рефлексия – 3 мин.

 

ХОД УРОКА:

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

 

- Ребята, покажите мне, пожалуйста, какое у вас сегодня настроения при помощи большого пальца руки. Если вы готовы к работе, то поднимите, пожалуйста, палец вверх

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку, внутренне готовятся к работе, сообщают учителю о своем настрое на работу

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, скажите, пожалуйста, с какими буквами мы уже знакомы?

-Какие звуки обозначают буквы А,О,У,Ы,И?

- А какие звуки обозначают буквы Н и С?

-А согласные звуки  какими могут быть?

-Хорошо, ребята, все верно!

 

- Мы знакомы с буквами А,О,У,И,Ы. А еще мы знаем Н и С.

- Обозначают гласные звуки.

- Обозначают согласные звуки.

 

-Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими.

Открытие нового знания

  -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу волшебную доску. Здесь изображена картинка, на которой спрятаны слово, которые начинаются на звуки: [н], [н¢], [с] и [с¢]. Ваша задача найти и произнести их (на картинке изображены: носки, накидка, нитки,  синица, сова, снегирь,  кот и кит).

-Ребята, на какие группы можно разделить эти слова? По какому признаку?

 

-Ребята, посмотрите, а мы все предметы на картинке назвали. Кто у нас еще остался?

-А эти слова, на какие звуки начинаются?

-А как вы думаете, какая буква нам потребуется для обозначения этих звуков?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

-Да, ребята, мы с вами познакомимся со звуками [к] и [к¢] и буквой К.

 

Ребята рассматривают и называют слова, которые начинаются на данные звуки

 

 

 

В первую группу можно определить слова, которые начинаются на звуки [н] и [н¢].Во вторую на звуки [с] и [с¢].

 

 

 

Остался кот и кит

На звуки [к] и [к¢].

 

 

 

 

Буква КА.

 

 

 На уроке будем говорить о звуках [к],[к¢] и букве К.

 

 

 

Физкультминутка

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

 

 

Формирование знаний и умений

Познакомьтесь с буквой К.

Рассмотрите её на стр.учебника.

На что похожа буква? Можно напечатать на листочке, напечатать в воздухе или пальчиком на парте, выложить из карандашиков и т.д.

Работа со схемами мак, маки по учебнику.

 

Чтение слогов:

КА КО КУ КИ

 

 

- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку.

Фильм идет, вокруг темно,

Значит, вы пришли в… (кино)

Правильно, ребята, кино. Это слово есть у нас в учебнике. Давайте прочитаем его вместе. Все

 буквы в этом слове нам уже знакомы. Обратите внимание на ударение и слоги, они обозначены у вас в учебнике разделительным знаком – вертикальной чертой.

Какой первый звук в слове «кино»?

Какой он?

 

 

Глухой или звонкий? Проверяем с помощью ладошек.

 

 

 

 

 

-Прочитаем следующее слово. Слово кони. Какой первый звук в этом слове?

 

-Попробуем дать характеристику этому звуку.

- А как вы думаете, почему в слове кино звук [к] мягкий? А в слове кони  твердый.

 

-Ребята, прочитаем текст,

данный в учебнике. Читаем вместе, хором.  Поставим пальчик туда, откуда начнем читать.

 

- О ком говорится в тексте?

-Назовите мне, пожалуйста, слова, в которых встретился звук [к].

-Ребята, а что такое коса?

 

 

- А где у нас еще может быть коса?

-Верно, а еще косой мы можем назвать тропку, узкую дорожку, которая идет от берега реки.

-Посмотрите. Как интересен русский язык. Слово одно, а значений много. Это многозначные слова.

 

-Ребята, сколько слогов в этом слове? Проверим вместе.

  

-Предлагаю вам выполнить звуковую схему к слову «коса». Произносим каждый звук, чтобы не совершить ошибок (одного из учеников учитель вызывает к доске).

 

-Ребята, попрошу проверить вашу схему и сверить ее с образцом на доске

 

-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто совершил ошибки.

 

- Звуковые схемы к словам составлять мы продолжаем учиться, сейчас я вам предлагаю немного поиграть и поупражняться в составлении к слову звуковой схемы.

Перед нами слова: сук, сын,сон,сани, сынок, носок, носи. Нам нужно к словам найти их звуковые схемы (работа проводится совместно с учителем).

 

 

Ребята произносят слово – отгадку.

 

Совместно с учителем ребята читают слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [к¢]

Согласный, мягкий

 

 

 

После проведения определенных манипуляций, ребята приходят к выводу, что звук [к¢] глухой

 

 

 

Звук [к]

 

 

 

Звук [к] согласный, твердый, глухой.

Предположения детей

 

 

 

Ребята совместно с учителем читают текст.

 

 

 

 

Предположения детей.

Косит, коси, коса.

Инструмент для покоса травы

У девочки прическа, коса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют рекомендации учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют звуковую схему.

 

 

 

 

 

Выполняют рекомендации учителя

Проверяют правильность выполнения работы

 

 

 

 

Ребята совместно с учителем подбирают слова в соответствии со звуковой схеме.

 

 

Подведение итогов, рефлексия

-Ребята, с какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

-Какие звуки она обозначает? Как мы можем охарактеризовать их?

 

- Что было сегодня трудным на уроке?

-Какое задание для вас было интересным?

 

Познакомились с буквой КА

 

Звуки [к] и [к¢]

 

Ответы детей

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)

Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

Общеметодические: функциональный (показ грамматической функции гласных звуков)

Актуализация знаний -

Актуализация знаний -

Физкультминутка А теперь ребята, встали!

Физкультминутка А теперь ребята, встали!

Прочитаем следующее слово. Слово кони

Прочитаем следующее слово. Слово кони

Формирование знаний и умений

Формирование знаний и умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022